The Art Newspaper Russia
Поиск

Для успеха в Интернете арт-критика должна быть длинной и глубокой

Содержательные рецензии могли бы составить конкуренцию поверхностным обзорам, нацеленным только на поисковые механизмы и рынок

Развитие технологий меняет навыки чтения, и арт-критика должна предложить реальную альтернативу скороспелым обзорам / Джеймс Вудс в "Видеодроме" Дэвида Кроненберга. Courtesy Museum of Modern Art

Развитие технологий меняет навыки чтения, и арт-критика должна предложить реальную альтернативу скороспелым обзорам / Джеймс Вудс в "Видеодроме" Дэвида Кроненберга. Courtesy Museum of Modern Art

Недавно компания Amazon объявила об изменении структуры платежей независимым авторам, публикующим свои труды в интернет-магазинах. Теперь они будут получать гонорары в соответствии с количеством страниц, прочитанных пользователями, а не за каждую скачанную книгу. Постраничная ставка дает привилегии определенному типу сочинений, построенных на захватывающих или ранее неизвестных фактах. Мы, читатели, предвкушаем любопытные результаты такого влияния технологий на чтение и литературное творчество, но помним и о сложностях, возможностях и многообразии издательских интернет-платформ. Действительно, Интернет породил особый стиль (ориентированность на новости, быстрота создания текста, привлекательность заголовков). А что же с миром искусства? Здесь нет недостатка в серьезных электронных журналах, таких как издательские платформы e-flux, Triple Canopy и East of Borneo. Печатные журналы по искусству пересматривают интернет-стратегии и заказывают статьи специально для своих сайтов. Все большее число музеев и других культурных институций пользуются Интернетом, чтобы рассказывать о своих программах широкой аудитории виртуально. Мы стали свидетелями постепенного приспосабливания к Интернету, превращению его в основной центр издательской деятельности. Но если смотреть на Интернет не только как на средство распространения информации, но и как на заказчика, то какие же литературные формы и приемы он должен поощрять?

Критику опять хоронят

Пышное погребение художественной критики повторяется каждые несколько месяцев с выходом очередного эссе о ее гибели и стало настоящей традицией во всех областях культуры.

Активнее всего в Сети развивается особый тип критики, который я называю «обслуживающим». Это особенно заметно в тех культурных индустриях, которые испытали гораздо большее влияние цифровых технологий, чем изобразительное искусство, главным образом потому, что их продукция (кинофильмы, музыка, литература) легко распространяется на цифровых носителях. Возьмем, к примеру, электронный журнал Pitchfork. Это созданное в 1996 году электронное издание, посвященное обзору музыкальных альбомов, пользуется все большим влиянием в своей сфере. Почему? Потому что читатели ищут путеводитель, который поможет им найти новую музыку в Интернете. Они ищут рекомендации.

Такой тип критики не нов, но он все чаще встречается в Интернете, особенно учитывая то, что теперь на такие обзоры настроены и поисковые алгоритмы. Когда пользователь ищет информацию о книге, альбоме или фильме, то первое, что предлагается Google, — это переход на торговые сайты: Amazon, Fandango, iTunes. Следом за ними идут обзоры. Пользователи хотят получать аналитическую информацию и, более того, желают, чтобы их направляли. Закономерно, что возникают и агрегаторы таких обзоров-рекомендаций: самый заметный из них — сайт Rotten Tomatoes. На этом ресурсе, посвященном кино и телевидению, собираются обзоры из многочисленных источников, они сортируют фильмы и шоу исходя из реакции на них критики (есть также раздел для их оценки зрителями, но взгляды критиков и зрителей редко совпадают). Rotten Tomatoes, как и Pitchfork, стал настолько влиятельным, что теперь его цитируют в киноафишах. Причина такой власти агрегатора состоит в том, что он предлагает единый взгляд, а не мнения, а именно этого ждет ищущий рекомендаций читатель.

Рынок под контролем

Если это все, что может предложить Интернет в сфере критики, то зачем отстаивать онлайн-арт-критику? Однако арт-рынок связан с Сетью, поэтому нужна и критика, которая могла бы контролировать это пространство. Сегодня с удивительной быстротой множатся организации, как коммерческие, так и некоммерческие, которые захватывают область презентации искусства в Интернете на разных уровнях сложности. Кроме того, существует немало проектов, нацеленных на продажу современного искусства в Интернете: Artsy, Artspace и Paddle8 и другие. Многие понимают, что в Интернете есть деньги, и первая компания, которая монетизирует онлайновый арт-рынок, сорвет джекпот. Аукционный дом Christie’s вложил $50 млн в специально созданный инструмент электронной торговли, а Sotheby’s установил партнерские отношения с eBay, чтобы, согласно пресс-релизу, «сделать искусство высокого уровня и предметы коллекционирования» доступными для покупателей в любой точке мира.

Кто будет писать об этих онлайн-торгах и где? Критика, оценивая само произведение, реагирует и на цену его продажи, рынок влияет на аудиторию даже онлайн. Сайт, посвященный арт-критике, может предоставлять площадку для оценки подобных инициатив, ведь ни один печатный журнал не способен занять эту нишу. Увы, пока многие труды по искусству, выложенные в Интернете, представляют странное соединение журналистики и критики; к примеру, в редакционных материалах на Artsy и Artspace они, скорее, симулируют подлинные оценки и аналитику.

Нью-йоркское обозрение по искусству

Как может выглядеть онлайн-критика в будущем? Можно обратиться к опыту New York Review of Books (NYRB), где с 1963 года с успехом публикуются влиятельные обзоры книг, написанные серьезными авторами. Сегодня тираж этого журнала более 135 тыс. экземпляров, что вдвое больше чем у London Review of Books (LRB), который газета Guardian в прошлом году назвала «самым успешным литературным журналом в Европе». Остается лишь пожалеть, что пока нет подобного ресурса по искусству.

Почему такой модели арт-критики, как в LRB или NYRB, не получить развитие в Интернете? Тексты, которые там публикуются, длинные и глубокие. Такие эссе долго циркулируют в Сети. Существует явная потребность в серьезных работах по искусству в виртуальном пространстве, где так много коротких, декларативных текстов. Эти запросы даже породили специальные хештеги #longform и #longread (#объемное произведение и #длительное чтение), обозначающие особое внимание к подобным эссе просто из-за их объема.

Настало время для нового

Эти термины возникли в Интернете, это первые примеры новых форм. Мы можем и должны развивать новые формы. Газеты экспериментируют, оптимизируя свои сайты и улучшая подачу и продвижение материалов, а социальные сети не только увеличили охват аудитории за счет распространения контента среди френдов и фолловеров, но и развили новый тип высказывания, где вне перегруженного раздела комментариев больших изданий звучит голос читателя. Самый первый жанр, который следует реформировать в области текстов об искусстве, — это, конечно, критика.

Возникнет ли в результате нечто подобное Pitchfork для современного искусства? Или это будет нью-йоркское, лондонское или берлинское обозрение по искусству? Объединение этих двух направлений — как раз то, что сделает новую форму полезной и рынку, и читателям, и самому искусству. Художественный интернет-рынок быстро развивается. Мы должны предвосхитить появление «обслуживающей» арт-критики, развивая такие жанры и площадки, которые позволили бы сделать обсуждение искусства онлайн полноценным и серьезным.

Просмотры: 3441
Популярные материалы
1
В кафедральном соборе Вены нашли Дюрера
Дальнейшие исследования фрески над сувенирной лавкой в соборе Святого Стефана позволят однозначно установить ее авторство.
13 января 2020
2
Чайна-таун на Неве
Колоссальный наплыв туристов, который переживает в последние два года Северная столица, грозит парализовать работу главных петербургских музеев.
14 января 2020
3
Перед собором Святого Марка в Венеции может появиться двухметровая стена
Организация, отвечающая за состояние собора Святого Марка, хочет защитить его от наводнений при помощи стены из оргстекла.
14 января 2020
4
Что приготовила для коллекционеров ярмарка BRAFA
BRAFA, одна из старейших европейских ярмарок искусства и антиквариата, пройдет в Брюсселе в 65-й раз с 26 января по 2 февраля. Место почетного гостя займут благотворительная выставка и аукцион, на котором продадут пять фрагментов Берлинской стены.
13 января 2020
5
В мировой экономике намечается спад — но нас ждет новый поворот
В условиях экономической и геополитической нестабильности появление новых частных музеев дает основания для оптимизма. Хотя у их владельцев уже есть коллекции, им придется продолжать покупать искусство.
13 января 2020
6
Музей Орсе запустил Instagram-резиденцию
Французский иллюстратор Жан-Филипп Дельом размышляет о том, что было бы, если бы у художников XIX века был Instagram, и публикует по одной работе в неделю.
14 января 2020
7
Художественный мир вспоминает веселого концептуалиста Джона Балдессари
Калифорнийский художник, обладатель множества наград, в числе которых «Золотой лев» Венецианской биеннале и национальная медаль США в области искусств, скончался 2 января в возрасте 88 лет.
14 января 2020
8
Цифровую живопись Ивана Шалмина покажут в галерее Cube
Известный московский архитектор впервые выступит в качестве художника.
13 января 2020
9
Куратором Венецианской биеннале стала Чечилия Алемани
Глава арт-программы нью-йоркского парка Хай-Лайн придумает тему и выберет художников основного проекта 59-й Биеннале современного искусства, которая пройдет в Венеции с мая по ноябрь 2021 года.
13 января 2020
10
Ирландский музей современного искусства показывает неизвестного Дерека Джармена
В экспозицию «Протест!» вошли работы, созданные в период с 1960-х по 1990-е годы, многие из которых ранее не выставлялись.
14 января 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru