The Art Newspaper Russia
Поиск

«Вот». Выставка Эрика Булатова в Лондоне

Фото: lenta.ru

Фото: lenta.ru

Это вторая выставка художника, открывшаяся спустя более чем 25 лет после дебюта, состоявшегося в 1989 году в Лондоне в Институте современного искусства.

Кураторами проекта выступили Симон де Пюри, в прошлом президент отдела европейской живописи Sotheby’s и соучредитель аукционного дома Phillips de Pury, и Кася Кульчук, куратор, специалист по современному искусству Фонда Кульчук. Вместе они отобрали для экспозиции более 30 недавно созданных Эриком Булатовым работ, среди которых рисунки на бумаге и подготовительные наброски, как из собрания художника, так и из частных коллекций.

Симон де Пюри не преминул отметить, что является поклонником работ Булатова с того самого судьбоносного момента, когда ему выпала честь проводить самый первый аукцион Sotheby’s в Москве в 1988 году. Кася Кульчук, в свою очередь, заявила, что видит задачу фонда в том, чтобы организовывать выставки художников, известных в Восточной Европе, но не в Лондоне. «Мы очень надеемся, что публика, не знакомая с произведениями Булатова, откроет для себя этого художника и по достоинству его оценит», — прокомментировал Симон де Пюри.

Чем же «Вот» в Лондоне отличается от одноименной выставки, прошедшей в Государственной Третьяковской галерее осенью 2006 года? Во-первых, отсутствием ретроспективного элемента, хотя на экспозиции представлены классические булатовские произведения «Входа нет» (1975), «Перестройка» (1989) и, собственно, «Вот» (2001). Во-вторых, как пояснил сам художник, задача данного проекта состоит в том, чтобы показать, что он делает на данный момент и «что произошло за время после первой лондонской выставки». Булатов также отметил, что Лондон очень сильно изменился с 1989 года: тогда «город был в некоем упадке, а сейчас чувствуется живая энергия, живой город; а то, как изменился я за это время, собственно говоря, и должна продемонстрировать выставка».

В данной экспозиции есть несомненный элемент самоисследования, самоанализа, о котором свидетельствует первый за 40 лет «Автопортрет» Булатова, созданный в 2011 году. Если в раннем «Автопортрете» 1970-х годов художник пытается «спрятаться за очертаниями фигуры Рене Магритта», то теперь все иначе. «На этой картине я не прячусь, но встречаюсь с собой лицом к лицу. В этом портрете есть некая абсурдность. Мой любимый художник — Фра Анджелико, и, пожалуй, здесь чувствуется его подспудное влияние, хотя бы в том, как моя фигура вписана в арку. На этой картине свет исходит из самой композиции и направлен к зрителю. А в предыдущем автопортрете свет исходит извне и направлен на саму композицию», — поясняет он.

Среди прочих свежих работ Эрика Булатова можно упомянуть «Мостик» (2015) — дань Булатова одноименной картине Исаака Левитана, тревожные всполохи полотна «Bonne Année / С Новым годом» (2015), где автор размышляет о будущем России и Франции. От тяжких дум зрителя может отвлечь картина «Утро в Москве» (2013), написанная в специфической булатовской технике карандашом по холсту (закончив картину карандашом, он частично покрывает холст слоем краски).

Что же значит «Вот» в нынешнем контексте, Эрик Булатов пояснил так: «„Вот“ в русском языке — слово многослойное, многосложное; его невозможно однозначно определить. Но оно указует, что что-то показывается: вот его работы, вот некое событие». Несомненно, событие состояло и в том, что в прекрасном зале XIX века (выставка проходит в старинном здании Фонда Кульчук) под произведением Булатова «Картина и зрители» (2011–2013), представляющем собой «завершенную» стадию картины Александра Иванова «Явление Христа народу», состоялась беседа художника с известным куратором Хансом Ульрихом Обристом — своеобразное явление Булатова не только русской, но и английской публике, среди которой было немало коллекционеров и музейщиков.

Эрик Булатов — один из самых известных и дорогих российских художников современности. Его работы выставлялись в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке в 2005 году, в Бильбао — в 2006 году. Он единственный русский художник, произведения которого побывали на выставках в Лувре, в Национальном центре искусства и культуры Жоржа Помпиду, в Музее современного искусства Парижа.

Однако Симон де Пюри не желает останавливаться на достигнутом и лелеет поистине наполеоновские планы: «С того самого момента, когда в середине 1980-х годов я впервые посетил мастерскую Эрика в Москве, я нахожусь под большим впечатлением от мощи и утонченности, одновременно исходящей от его работ. Я считаю его художником, по силе дарования не уступающим таким европейским и американским мастерам, как Герхард Рихтер и Эд Руша. Тем не менее в Тейт нет ни одной его работы — факт, который, я надеюсь, будет со временем исправлен. С точки зрения рынка искусства работы Булатова до сих пор значительно недооценены».

Фонд Кульчук
Лондон, Графтон-стрит, д. 3

До 21 ноября

Просмотры: 4678
Популярные материалы
1
Виктор Шалай: «Нужно или увольняться, или менять систему»
Директор Приморского музея им. В.К.Арсеньева рассказал нам о том, зачем возит во Владивосток коллекции из глубинки, о непростых управленческих решениях, самоокупаемости культуры, а также об особенностях исторической памяти на Дальнем Востоке.
10 декабря 2018
2
Неприкрытую порнографию не оправдать формальными исследованиями
Дети и подростки не должны быть изображены как сексуальные объекты.
12 декабря 2018
3
Михаил Пиотровский: «Все равно будем делать то, что считаем важным и нужным»
Генеральный директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России считает, что культуре необходима свобода, а музеям — автономность.
11 декабря 2018
4
Выставка «История интерьера. От барокко до минимализма» открывается в «Царицыно»
На ней воссоздадут интерьеры XIX века с фарфоровыми вазами и сервизами, а также представят переживающий ренессанс минимализм 1960-х.
13 декабря 2018
5
Музейные мечты сбываются
Станет ли Москва новой музейной столицей мира к 2020 году, размышляет директор «Гаража» Антон Белов в своей колонке для The Art Newspaper Russia.
10 декабря 2018
6
Эрмитаж, Третьяковку и балет — в регионы
В трех городах начали стремительно строить культурно-образовательные комплексы. Для этого был создан фонд «Национальное культурное наследие».
10 декабря 2018
7
Новогодние каникулы в Москве: куда пойти с детьми
Научный «Арт-эксперимент» в «Гараже», «Голландский Новый год» в усадьбе Кусково и другие праздничные мероприятия, которые будут интересны всем возрастам, начиная с самых маленьких.
13 декабря 2018
8
Здесь жила Муму и бывал Тургенев
В год 200-летия знаменитого писателя открылся его свежеотреставрированный дом-музей, заполненный новой мемориальной экспозицией.
11 декабря 2018
9
Бахрушинский музей откроет постоянную экспозицию, посвященную российской эстраде
Среди долгосрочных планов — создание музея эстрады, который может быть открыт в здании нынешнего кинотеатра «Пять звезд».
12 декабря 2018
10
Безупречно организованный разгром
В галерее JART открылась выставка Сергея Шеховцова «Погром». Несмотря на провокационность замысла, скандала на вернисаже не случилось. Хотя без стрельбы и не обошлось!
12 декабря 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru