The Art Newspaper Russia
Поиск

«Вот». Выставка Эрика Булатова в Лондоне

Фото: lenta.ru

Фото: lenta.ru

Это вторая выставка художника, открывшаяся спустя более чем 25 лет после дебюта, состоявшегося в 1989 году в Лондоне в Институте современного искусства.

Кураторами проекта выступили Симон де Пюри, в прошлом президент отдела европейской живописи Sotheby’s и соучредитель аукционного дома Phillips de Pury, и Кася Кульчук, куратор, специалист по современному искусству Фонда Кульчук. Вместе они отобрали для экспозиции более 30 недавно созданных Эриком Булатовым работ, среди которых рисунки на бумаге и подготовительные наброски, как из собрания художника, так и из частных коллекций.

Симон де Пюри не преминул отметить, что является поклонником работ Булатова с того самого судьбоносного момента, когда ему выпала честь проводить самый первый аукцион Sotheby’s в Москве в 1988 году. Кася Кульчук, в свою очередь, заявила, что видит задачу фонда в том, чтобы организовывать выставки художников, известных в Восточной Европе, но не в Лондоне. «Мы очень надеемся, что публика, не знакомая с произведениями Булатова, откроет для себя этого художника и по достоинству его оценит», — прокомментировал Симон де Пюри.

Чем же «Вот» в Лондоне отличается от одноименной выставки, прошедшей в Государственной Третьяковской галерее осенью 2006 года? Во-первых, отсутствием ретроспективного элемента, хотя на экспозиции представлены классические булатовские произведения «Входа нет» (1975), «Перестройка» (1989) и, собственно, «Вот» (2001). Во-вторых, как пояснил сам художник, задача данного проекта состоит в том, чтобы показать, что он делает на данный момент и «что произошло за время после первой лондонской выставки». Булатов также отметил, что Лондон очень сильно изменился с 1989 года: тогда «город был в некоем упадке, а сейчас чувствуется живая энергия, живой город; а то, как изменился я за это время, собственно говоря, и должна продемонстрировать выставка».

В данной экспозиции есть несомненный элемент самоисследования, самоанализа, о котором свидетельствует первый за 40 лет «Автопортрет» Булатова, созданный в 2011 году. Если в раннем «Автопортрете» 1970-х годов художник пытается «спрятаться за очертаниями фигуры Рене Магритта», то теперь все иначе. «На этой картине я не прячусь, но встречаюсь с собой лицом к лицу. В этом портрете есть некая абсурдность. Мой любимый художник — Фра Анджелико, и, пожалуй, здесь чувствуется его подспудное влияние, хотя бы в том, как моя фигура вписана в арку. На этой картине свет исходит из самой композиции и направлен к зрителю. А в предыдущем автопортрете свет исходит извне и направлен на саму композицию», — поясняет он.

Среди прочих свежих работ Эрика Булатова можно упомянуть «Мостик» (2015) — дань Булатова одноименной картине Исаака Левитана, тревожные всполохи полотна «Bonne Année / С Новым годом» (2015), где автор размышляет о будущем России и Франции. От тяжких дум зрителя может отвлечь картина «Утро в Москве» (2013), написанная в специфической булатовской технике карандашом по холсту (закончив картину карандашом, он частично покрывает холст слоем краски).

Что же значит «Вот» в нынешнем контексте, Эрик Булатов пояснил так: «„Вот“ в русском языке — слово многослойное, многосложное; его невозможно однозначно определить. Но оно указует, что что-то показывается: вот его работы, вот некое событие». Несомненно, событие состояло и в том, что в прекрасном зале XIX века (выставка проходит в старинном здании Фонда Кульчук) под произведением Булатова «Картина и зрители» (2011–2013), представляющем собой «завершенную» стадию картины Александра Иванова «Явление Христа народу», состоялась беседа художника с известным куратором Хансом Ульрихом Обристом — своеобразное явление Булатова не только русской, но и английской публике, среди которой было немало коллекционеров и музейщиков.

Эрик Булатов — один из самых известных и дорогих российских художников современности. Его работы выставлялись в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке в 2005 году, в Бильбао — в 2006 году. Он единственный русский художник, произведения которого побывали на выставках в Лувре, в Национальном центре искусства и культуры Жоржа Помпиду, в Музее современного искусства Парижа.

Однако Симон де Пюри не желает останавливаться на достигнутом и лелеет поистине наполеоновские планы: «С того самого момента, когда в середине 1980-х годов я впервые посетил мастерскую Эрика в Москве, я нахожусь под большим впечатлением от мощи и утонченности, одновременно исходящей от его работ. Я считаю его художником, по силе дарования не уступающим таким европейским и американским мастерам, как Герхард Рихтер и Эд Руша. Тем не менее в Тейт нет ни одной его работы — факт, который, я надеюсь, будет со временем исправлен. С точки зрения рынка искусства работы Булатова до сих пор значительно недооценены».

Фонд Кульчук
Лондон, Графтон-стрит, д. 3

До 21 ноября

Просмотры: 5614
Популярные материалы
1
Археологи нашли под Вероной древнеримскую виллу, которую искали несколько десятилетий
Главным открытием стал прекрасно сохранившийся мозаичный пол виллы, построенной в III веке н.э. и скрытой под виноградником.
28 мая 2020
2
Сады в русской живописи
Представляем десять произведений, посвященных живописному цветению и науке садоводства.
27 мая 2020
3
На фасаде Пушкинского появится фото из «ИзоИзоляции»
Победитель челленджа ГМИИ им. А.С.Пушкина и группы «ИзоИзоляция» в Facebook представил свои вариации на тему «Давида» Микеланджело.
27 мая 2020
4
Как Метрополитен-музей в пандемию увеличил число подписчиков в соцсетях на 200 тыс.
Мы поговорили с SMM-менеджером музея Клэр Ланье о стратегиях цифрового продвижения в эпоху COVID-19.
28 мая 2020
5
Пять садов современных русских художников
Художники, которые создали произведения из деревьев, цветов и прудов: на Плещеевом озере, в Подмосковье и на картофельном поле в Калужской области, во Франции и США.
29 мая 2020
6
Трудное детство
В День защиты детей вспомним, что не всё с детьми просто — и в жизни, и в живописи. Дети не только ангелы, но и драчуны, лгуны и проказники.
01 июня 2020
7
Каких средств и усилий стоит продлить выставку
Музеи России планируют скоро открыться после карантина, и многие с теми же выставками, с которыми закрылись. Кураторы рассказали нам о проблемах продления проектов, человеческом факторе и вопросах финансов.
02 июня 2020
8
Поколение X: коллекционеры-«миллениалы» открывают в Пекине частный музей
X Museum Майкла Сюйфухуана и Терезы Цэ наконец-то заработает в столице Китая в этот уик-энд.
29 мая 2020
9
Христо умер, не увидев своей последней работы
Христо, прославившийся вместе с женой Жанной-Клод грандиозными инсталляциями — упаковками островов и зданий, скончался в Нью-Йорке в возрасте 84 лет «по естественным причинам».
01 июня 2020
10
Фестиваль «Интермузей» проходит онлайн
В рамках деловой программы «Интермузея» состоится около 100 онлайн-мероприятий, одним из ключевых станет дискуссия на тему выхода музеев из карантина.
27 мая 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru