Возрождение звенигородского Манежа похоже на чудо. Еще семь лет назад памятник находился в аварийном состоянии, был выставлен на аукцион и имел все шансы превратиться в торговый центр или ресторан. А ведь это самая ранняя, 1830 года, светская постройка в городе. К счастью, Манежу вернули его прежнюю функцию — быть центром культуры. Сейчас здесь работает городской музей с 300-метровым залом для временных экспозиций. Министерство культуры Подмосковья заключило соглашение с Государственным Русским музеем — теперь он каждые полгода будет делать выставки на этой площадке.
Первую выставку посвятили Исааку Левитану, и это не случайно. Самый известный русский пейзажист трижды — в 1884, 1886 и 1887 годах — приезжал под Звенигород в Саввинскую слободу на пленэр. Здесь он написал порядка двух десятков картин и этюдов. Константин Коровин оставил воспоминания об их совместном житье: как студенты Московского училища живописи, ваяния и зодчества вместе с крестьянами выходили в поля на работу. Первые рисовали, вторые косили и в перерывах искренне сочувствовали живописцам: «Художники… в одном кармане вошь на аркане, в другом блоха на цепи… мажут краской невесть што. А то — кому надоть?»
Любил окрестности Звенигорода и учитель Левитана Алексей Саврасов, первым из московских художников оценивший этот «подмосковный Барбизон». В Саввинской слободе провел последние годы жизни преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества, пейзажист Лев Каменев (1833–1886). Куратор выставки, ведущий научный сотрудник Русского музея Сергей Кривонденченков, считает важной преемственность между учителями и учениками, в частности Саврасовым и Левитаном. Оба умели «ценить в природе тонкую лирику». Их совместными усилиями сформировался «лишенный внешних эффектов национальный пейзаж».
Еще один центр звенигородской арт-жизни —усадьба Введенское. Ее построили в конце XVIII века по проекту Николая Львова, чей правнук Василий Поленов будет так влюблен в это место, что в 1880-х попытается его купить, впрочем безрезультатно. Здесь провела детство Мария Якунчикова (1870–1902), она запечатлела имение. В последние годы жизни в Введенском гостил Виктор Борисов-Мусатов (1870–1905) — на вторых планах его картин часто угадываются силуэты усадебных построек.
Работы всех этих художников, а еще произведения Алексея Боголюбова, Аполлинария Васнецова, Игоря Грабаря, Михаила Нестерова увидят зрители в звенигородском Манеже. Живописный ряд дополнят архивные фотографии и пейзажные открытки рубежа XIX–XX веков, а также мультимедийная программа «Слышать, как трава растет».
Выставка представляет русский пейзаж в момент его расцвета и позволяет осмыслить своеобразие московской школы, которая, в отличие от пейзажного класса в петербургской Академии художеств, была меньше ограничена правилами и оставляла авторам пространство для лирических интерпретаций.
Звенигородский Манеж
«Вокруг Левитана. Пейзаж конца XIX — начала XX веков из собрания Русского музея»
До 25 февраля