The Art Newspaper Russia
Поиск

Большой Эрмитаж приходит в Москву

Государственный Эрмитаж расширяет границы своей империи. К филиалам музея, открытым в европейских туристических центрах (Венеция, Амстердам) и провинциальных городах России (Казань, Выборг), уже через три-четыре года может добавиться, пожалуй, самое важное и, вероятно, даже самое принципиальное отделение главного русского музея. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский пояснил TANR, что «идея проекта „Эрмитаж — Москва“ появилась из-за того, что в Москве уже существует динамичная система музеев, занимающихся современным искусством, но не хватает музейной институции со своей позицией, своим взглядом на актуальные художественные процессы как на часть истории искусств…»

«Мы неплохо работаем со всеми музеями Москвы, однако нынешний проект предполагает иной уровень сотрудничества. Это будет не просто выставочный центр, там будут проходить не только выставки, но и лекции, акции, пресс-конференции Эрмитажа. С ним в Москве возникает самодостаточная эрмитажная ниша. Мне думается, что мы вполне можем работать вместе, создавая новое качество музейной жизни, именно сейчас для Москвы максимально уместное», — добавил он.

О том, что санкт-петербургское ОАО «Группа ЛСР», возглавляемое экс-сенатором Андреем Молчановым и специализирующееся на девелопменте и производстве стройматериалов, а конкретно его подразделение «ЛСР-Строй», будет застраивать территорию автомобилестроительного Завода им. И.А.Лихачева (ЗИЛ), стало известно еще два года назад. Пространство завода ужимается до 50 га (производственные мощности переносят в регионы и за границы Большой Москвы), освободившиеся площади отдаются под различные девелоперские и культурные проекты, важнейшим из которых, на 80 га, должно стать столичное отделение Большого Эрмитажа. Его проектированием и строительством, оснащением и подготовкой к открытию занимается тоже Группа ЛРС. В выпущенном ею заявлении говорится, что, «согласно общим принципам организации центров-спутников Эрмитажа, „Группа ЛСР“ обеспечивает функционирование инфраструктуры и логистику деятельности центра, а Государственный Эрмитаж отвечает за содержание („контент“) и предоставляет право на использование своего имени…»

Некоторые наблюдатели полагают, что идея сотрудничества Группы ЛСР с Эрмитажем, предварительно оцениваемая в 4 млрд руб., могла принадлежать Сергею Скатерщикову, входящему в ее директорат и известному своими интересами и инициативами в области арт-бизнеса: так, помимо членства в комитете по инвестициям и стратегическому развитию группы (а также в совете директоров ОАО «ОМЗ»), он является управляющим директором Skate’s Art Market Research.

Теперь, после подписания Эрмитажем и Группой ЛСР протокола о намерениях, согласно которому канадским архитектором Хани Рашидом создается музейный центр площадью 10 тыс. м2, важно отметить, что за содержательную часть проекта, наполнение «контентом», будет отвечать отдел современного искусства «Эрмитаж 20/21», возглавляемый Дмитрием Озерковым.

Как можно догадаться, переговоры двух сторон велись в течение последних лет, и подписание итоговых документов всего лишь совпало по времени с двумя событиями, которые не могут не повлиять на ситуацию: это преждевременная кончина заместителя директора Эрмитажа Владимира Матвеева  и отставка главы московского департамента культуры Сергея Капкова.

Заместитель Пиотровского по развитию и выставочной деятельности, Матвеев последние 20 лет отвечал за все филиалы Эрмитажа, как в России, так и за рубежом, которые были его любимым детищем. Кроме того, техническая сторона всех выставок и больших проектов музея тоже была в сфере компетенции Матвеева. Кто займет внезапно освободившуюся должность, пока неизвестно, но в любом случае отсутствие прежнего руководителя скажется на создании новых филиалов музея. Что касается случившейся отставки Сергея Капкова, важно то, что одним из направлений его деятельности была поддержка районных дворцов культуры и превращение их в современные культурные центры, в их число входил и Дворец культуры ЗИЛ. Новое, вполне самостоятельное «место силы» в ареале давным-давно сложившихся в Москве культурно-бюрократических отношений — вот чего ждут от этого масштабного проекта.

Тем более что в официальных сообщениях обеих сторон подчеркивается: основную роль в образуемом московском филиале станет играть отдел современного искусства Эрмитажа. «Всякий хороший проект требует развития. В рамках проекта „Эрмитаж 20/21“ за семь лет мы провели 30 выставок в Зимнем дворце и Главном штабе, показали Дмитрия Александровича Пригова на Венецианской биеннале, организовали и осуществили Manifesta. Пришло время создать центр в Москве, где самая активная в стране жизнь в области современного искусства и где труднее всего показать что-то особенное. Именно поэтому мы и решили туда направиться», — заявил Дмитрий Озерков нашей газете.

По словам других собеседников корреспондента TANR, энергично развивающийся отдел во главе с Дмитрием Озерковым в состоянии предложить гораздо больше проектов в области современного актуального искусства, чем способен принять Эрмитаж и пространство в Главном штабе. Все такие проекты, которые по стилистическим или же по техническим соображениям невозможно осуществить в Петербурге, и составят планы филиала Эрмитажа в Москве. Обещано, что построят его в 2018 году. Еще пару лет планируется потратить на доведение музейного центра «Эрмитаж — Москва» до рабочего состояния.

Материалы по теме
Просмотры: 3790
Популярные материалы
1
Люк Тюйманс: «Люди становятся все более и более тупыми, до невозможности тупыми»
Бельгийский художник, чья большая выставка проходит в венецианском Палаццо Грасси параллельно с биеннале, объясняет, как живопись может помочь нам в борьбе с собственным невежеством.
13 мая 2019
2
Рейтинг музеев – 2019: как российские музеи борются за посещаемость
Кроме статистики посещаемости за 2018 год, мы получили от столичных и региональных музеев информацию об их методах борьбы за ее увеличение.
14 мая 2019
3
10 работ на биеннале в Венеции, от которых невозможно отвести взгляд
Туман, шелковое сердце и войлочная башня, кровавая метла и гибельная лодка — на Венецианской биеннале каждый зритель найдет произведение, у которого задержаться.
14 мая 2019
4
Рейтинг музеев – 2019: все как было, только гораздо лучше
Наш традиционный рейтинг посещаемости российских музеев исследует и анализирует 2018 год. Он стал рекордным: российские музеи навестило более 154 млн человек, что превышает официальную численность населения нашей страны.
15 мая 2019
5
Эрмитаж одолжит Италии «Мадонну Бенуа» и «Мадонну Литта»
Настоящая борьба развернулась за возможность получить во временное пользование произведения Леонардо да Винчи к 500-летию с его смерти.
13 мая 2019
6
Как провести «Ночь в музее»
Мы выбрали несколько любопытных мероприятий, которые можно посетить в Москве в ночь с 18 на 19 мая — если вам захочется окунуться в общероссийское музейное безумие.
16 мая 2019
7
Венецианская биеннале — заложница своей популярности
Очереди, цейтнот, ценность белых стен и немножко цирка: некоторые впечатления от 58-й Венецианской биеннале.
14 мая 2019
8
Джефф Кунс снова стал самым дорогим современным художником
Скульптура из нержавеющей стали «Кролик» была продана на аукционе Christie’s за $91 млн, благодаря чему Джефф Кунс получил статус самого дорогого ныне живущего художника.
16 мая 2019
9
Картину Кузьмы Петрова-Водкина на три дня привезли в Москву
После этого «Натюрморт с сиренью» будет продан на аукционе русского искусства Christie’s в Лондоне 3 июня.
15 мая 2019
10
Рейтинг музеев – 2019: мода как формула успеха
Метрополитен-музей возглавил выставочный рейтинг по итогам 2018 года, смешав религию и высокую моду, а Бейонсе, Джей Зи и Делакруа помогли сделать Лувр самым популярным музеем мира.
15 мая 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru