18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Всё об авангарде

№30
Материал из газеты

Составители «Энциклопедии русского авангарда» Андрей Сарабьянов и Василий Ракитин после выхода третьего, завершающего, тома издания заслуживают Государственной премии или ордена за многолетний труд

Статистика Энцикло­педии русского авангарда впечатляет, как заявка на Книгу рекордов Гиннесса: «В трех томах содержится 1224 энциклопедические статьи, более 4000 изображений, авторский коллектив состоит из 233 ведущих в своих областях специалистов». К пресс-релизу можно добавить, что по физическому весу и рублевой цене энциклопедия так же уникальна, как по весу научному и цене художественной.

Первые два тома издания (составители Андрей Сарабьянов и Василий Ракитин) вышли в 2013 году и были признаны крайне нужными, так как содержали сведения обо всех художниках, архитекторах, издателях, коллекционерах и меценатах, прямо или косвенно связанных с авангардом. В том числе о малоизвестных и совсем забытых. В статьях первых двух томов энциклопедии много иллюстраций, среди них —  произведения, редко или вовсе не репродуцировавшиеся. Так что со всех сторон в качестве справочника энциклопедия незаменима: статьи написаны авторами с высокой профессиональной репутацией. Правда, некоторых особо признанных ученых здесь нет, но это может удивить лишь наивных, не знающих, какие сложные отношения связывают людей искусства.

В конце 2014 года вышел третий том энциклопедии (в двух книгах), собравший статьи по истории и теории. Здесь описаны художественные события, прежде всего выставки, издания, объединения, союзы, музейные и частные коллекции, отличившиеся по теме города (Берлин, Вильнюс, Витебск). А также основные понятия, вызванные к новой жизни или рожденные творцами русского авангарда.

Было бы красиво начать вторую часть энциклопедии со статьи «Авангард», но она, написанная Ракитиным при участии Сарабьянова, оказалась только четвертой и на удивление короткой. Поскольку известно, что история появления термина и практика его употребления не ограничиваются описанными в статье событиями.

Статьи «Русский авангард» в энциклопедии нет вовсе — за заголовком «Русские сезоны. См. Балет» сразу идет «Русский балет С. П. Дя­ги­лева. См. Ба­лет С. П. Дя­гилева». Вот так, энциклопедия есть, а статьи о ее предмете нет — что жаль: в российской выставочной музейной практике к русскому авангарду относят почти все искусство рубежа позапрошлого и прошлого веков. Энциклопедия никакой ясности в проблему не вносит, даже ее не фиксирует, лишь косвенно она затронута в предисловии «От составителей».

Но это частность. Глав­ное, что в издании собрана масса полезного, даже завлекательного материала. Интригует несведущих большой текст о деревянной ложке. Он даже с гордостью анонсирован в пресс-релизе (поскольку ложка стала «символом нового искусства, направления, определенного Малевичем как „алогизм“ (1914)»).

Некоторые темы освещены серьезно и исчерпывающе, например о рукописной книге (Владимир Поляков). Есть ожидаемые теоретические статьи, как «Европейское влияние (Русский авангард и Запад)» Джона Боулта. Есть неожиданные, предмет которых не очевиден, как трактат Ю. Халтурина «Творческая практика русского авангарда».

Нашелся в третьем томе и Черный квадрат, изображения которого так не хватало в первых томах. Ему выделена целая статья — не длинная, но емкая, написанная тем же Сарабьяновым.

Было бы красиво, чтобы этой статьей энциклопедия и закончилась. Но в научном издании немотивированные красоты невозможны.

Кончается энциклопедия в четырех книгах иностранным алфавитом с тремя статьями «Ars», «Esprit Nouveau» и «Ready-made», то есть Фонтаном Марселя Дюшана. И это в некотором смысле символично. 

Энциклопедия русского авангарда. Изобразительное искусство. Архитектура. Т. III. История. Теория / Авторы-сост. В. И. Ракитин, А. Д. Сарабьянов. М.: ООО «Глобал Эксперт энд Сервис Тим», 2014.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+