The Art Newspaper Russia
Поиск

Итоги-2014. Российские галеристы повернулись на Восток

Произведения Александра Виноградова и Владимира Дубосарского и группы AEС + Ф на стенде галереи «Триумф». Ярмарка «Арт Москва

Произведения Александра Виноградова и Владимира Дубосарского и группы AEС + Ф на стенде галереи «Триумф». Ярмарка «Арт Москва

Неуклонно снижавшийся экспорт отечественного современного искусства на Запад дошел в 2014 году, кажется, почти до нулевой отметки: наши галереи перестали ездить на статусные европейские ярмарки, одновременно завершив работу своих заграничных представительств (галерея «Риджина» в Лондоне, pop/off/art в Берлине). Плюс ко всему на неопределенное время прекратила свою деятельность старейшая ярмарка «Арт Москва», а второе издание ярмарки Cosmoscow вызвало сомнения, будет ли третье. Нашим галереям, бесспорно, нынче предстоит умерить всякие экспансионистские амбиции, начать довольствоваться европейскими ярмарками разрядом пониже — вроде той же Viennafair, чей русский профиль не изменился, либо переориентироваться на Восток, что примерно и происходит сейчас: так, в январе 2015 года сингапурская ярмарка Art Stage представит целую «русскую платформу» при участии московских галерей «Триумф» и «11.12», петербургских Shtager и Savina Gallery, а также Мультимедиа Арт Музея.


А что, сейчас, в конце 2014 года, разве где-то у России есть еще какое-то представительство? Я имею в виду, кроме официального внешнеполитического? Если посмотреть на то, как в мире стали относиться к России, то увидим, что все контакты с внешним миром сейчас рвутся, интерес к России резко снизился, и все контакты, как экономические, так и культурные, пошли на убыль. Это конкретно видно в отношении интереса западных коллекционеров к русским художникам: его практически больше нет. И ни у кого, даже у самой богатой институции, захоти она реабилитировать современную Россию в глазах Запада, не хватит сил переломить сейчас эту тенденцию. Посмотрите на Art Basel и Frieze: последние три года вы увидите отсутствие русских галерей. И это не потому, что никто не подает заявки, — это потому, что не берут. Мы это прочувствовали на себе, сидя на Art Basel: 2011 год — все замечательно, 2012 год — людей как будто подменили. Видим, как люди смотрят на вывеску «Москва, Россия» — и проходят мимо. Теперь мы занимаемся внутренним рынком, здесь много изменений, появляются новые покупатели и институции. И если мы и участвуем сейчас в ярмарках, то таких, где русский покупатель важен, вроде Viennafair. Конечно, есть другие ярмарки, куда можно хоть сейчас поехать, Frieze New York или Art Basel Miami Beach, однако нам неинтересен Майами без основного Базеля и нью-йоркская Frieze без главной, лондонской. Кому в Майами или Нью-Йорке продавать, если каждый смотрит на тебя так, будто, если ты из Москвы, ты и есть сам Путин?


Когда я только пришел на «Винзавод», мы показывали одно искусство — сейчас оно стало другим. Мы потихонечку растем и отошли от участия в таких ярмарках, упоминание которых в портфолио встречает недоумение, если не отторжение. Последние два года постоянно участвуем в Scope Базель, Нью-Йорк, Майами. Они нас зовут, да не просто зовут, а дают центровые места. Я понимаю, для кого-нибудь и Scope — не то, но все-таки это ближайшая ярмарка к Art Basel, сателлит. Я трезво оцениваю, что с какими-то моими авторами меня не возьмут на большие ярмарки, потому что в тамошнем понимании это не contemporary art. Тем не менее я занимаюсь тем, что я люблю, и показываю то, что мне нравится. Да, у меня есть художники, с которыми мы ездим на ярмарки, потому что это более коммерческий продукт, а есть те, кто только для выставок.

Насчет нашего филиала в Сингапуре: мы уже два года там работаем, вошли в ассоциацию галерей Сингапура, что для местных подтверждает серьезность наших дальнейших намерений. Насчет сингапурской ярмарки Art Stage могу сказать, что место очень удобное. Находишься в этой точке, и все примерно на одинаковом расстоянии от тебя: Китай, Япония, Индия, Австралия, Африка, Россия… Да, сидючи в Москве, кажется, что Европа близка, даже физически: два часа лету, все рядом. Но в Европе сейчас цены упали, и масса народу не знает, что делать дальше. А в Азии еще остаются ниши, где можно закрепиться. Пока мы показываем своих в Сингапуре, но, думаю, уже готовы привозить и показывать каких-то азиатских художников в Москве.


Все помнят про great escape, который совершили три главные российские галереи пару лет назад. Но на самом деле ничего не изменилось, потому что участники рынка понять до конца, что главный тренд изменений — это стремительно вымирающая идеология элитарности, не смогли. И в головах у тех, кто стоит на раздаче идей и мнений, погоня за ложным аристократизмом занимает всю лобную долю и еще немножко гипофиза, хотя на смену европейским снобам и чувакам в костюмах из хедж-фондов уже давно пришли мальчики в стоптанных кедах, заработавшие миллиарды на интернет-проектах, женщины, которые сами решают свою жизнь, — люди, интеллектуально и профессионально состоявшиеся. Главное, чего им хочется от искусства, — это соблюдения зоны собственного комфорта, совпадения — интеллектуального, эмоционального. И финансового. И это 80% рынка, именно здесь происходит основной оборот. Я работаю с европейскими коллекционерами, большая часть говорит: «Ну, мы не коллекционеры, мы, скорее, собиратели», что не мешает им пять-шесть раз в год посещать разные ярмарки и везде что-то покупать. Но они поедут по ярмаркам своего уровня, а в Базель отправятся больше посмотреть. Или убедиться, что молодой автор, купленный пару лет назад на небольшой европейской ярмарке, пошел в рост. А так это не их ценовой сегмент. Вот я занимаюсь преимущественно молодыми авторами: будет довольно странно, если, оперируя вещами в пределах €5 тыс., я стану покупать на ярмарке стенд за €30 тыс. — сколько нужно будет продать, чтобы просто приблизиться к нулю? Потом, я за пошаговые стратегии, и я не хочу себя чувствовать последней в ряду — а именно так я себя и буду чувствовать, скажем, на Frieze. При этом, когда меня приглашают молодые или небольшие ярмарки, которых тоже в Европе полно, и они неплохие — и по контенту, и по продажам, — я прохожу там в категории «молодая активная галерея», и возможностей у меня значительно больше, а интерес к тому, что я показываю, — выше.

Просмотры: 6523
Популярные материалы
1
Марсель Дюшан: «Я хотел найти точку безразличия»
Мы публикуем на русском языке отрывки из уникального телевизионного интервью Марселя Дюшана, которое он дал ведущей Джоан Бейквелл в прямом эфире телеканала ВВС 5 июня 1968 года. Это было 50 лет назад, за несколько месяцев до кончины художника
13 июля 2018
2
Ричард Армстронг: «Управляю всеми, как марионетками»
Директор Музея и Фонда Соломона Р. Гуггенхайма полагает, что не надо потакать тяге публики к разного рода околомузейным развлечениям
12 июля 2018
3
Монарший жемчуг из Музеев Катара в Историческом музее
Экспозицию выставки «Жемчуг: сокровища морей и рек» с изделиями ювелирного и прикладного искусства дополняют разделы о происхождении жемчуга и истории его мирового промысла.
10 июля 2018
4
Могут ли музеи показывать работы художников, которые подозреваются в сексуальном насилии?
Движение против харассмента набирает обороты, и американские музеи все чаще терзаются вопросами морально-этического характера
11 июля 2018
5
Российский предприниматель Владимир Щербаков подал иск против швейцарского арт-дилера
В Женеве началось следствие по уголовному делу о продажах по завышенным ценам десятков произведений искусства, в том числе Пикассо и Матисса, в ходе которых посредник присвоил €38 млн.
13 июля 2018
6
Новые станции московского метро: типовое против художественного
Московское метро стремительно растет, новые станции и ветки открываются одна за другой. Их архитектура и стилистика пытаются продолжить традицию метро как общественного пространства с художественным содержанием
12 июля 2018
7
Где Рубенс, там и барокко
Антверпен начал отмечать год великого фламандца и его эпохи. С июня и до конца января здесь проходят десятки мероприятий, посвященных художнику и его влиянию на искусство трех последующих столетий
10 июля 2018
8
Выставки июля и августа в галереях Москвы
Российские дизайнеры в МАРСе, Роман Сакин в XL, Женя Мачнева во Vladey, Вик Мюнис в Галерее Гари Татинцяна и многие другие.
10 июля 2018
9
Музей может обидеть каждый
Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить.
16 июля 2018
10
Реставрация Лионского зала вышла на новый этап
В Лионском зале Екатерининского дворца ГМЗ «Царское Село» отделка будет воссоздана по сохранившимся во Франции образцам. Работы намечены на сентябрь 2018 — май 2019 года.
10 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru