18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Итоги-2014. Министры и художники

№29
Материал из газеты

Основы государственной культурной политики вызывают бурную дискуссию, а культурные инициативы столичных властей – большой интерес

Год 2014-й в России был объявлен Годом культуры, в январе Владимир Путин поручил разработать проект основ государственной культурной политики. Проект подготовила рабочая группа во главе с руководителем Администрации президента РФ Сергеем Ивановым. Министерство культуры РФ параллельно подготовило свой вариант проекта. Цель обеих концепций — «возвращение сильной, единой, независимой во всех отношениях России, приверженной собственной, присущей только ей модели общественного развития». «„Основы государственной культурной политики“ закладывают некоторые фундаментальные направления, цели, задачи, принципы, дальше последует в течение следующего года выработка стратегии конкретных действий по их реализации», — рассказал нашей газете советник президента РФ по культуре Владимир Толстой. А вот глава Департамента культуры Москвы, министр правительства Москвы Сергей Капков озаглавил культурный тренд этого года как «живи, работай, созидай». Объясняет он этот лозунг тем, что людей, которые работают на благо культуры, но не имеют отношения к государству, власти очень даже замечают. Стараются прислушиваться и как-то помогать. «„Живи, работай, созидай“, — говорит Капков, — это наша позиция. Чем больше будет людей самостоятельных, активных, рачительно относящихся к государственным средствам, тем лучше будет результат». На организованном Департаментом культуры города Москвы I Московском международном форуме «Культура. Взгляд в будущее» участники обсудили изменения столичной культурной среды в последние годы, а также ее дальнейшее развитие. А обсудить было что: реформы выставочных залов города, библиотек, домов культуры, переосмысление парков, кинотеатров, музеев, городские фестивали. Судя по высокой посещаемости форума, уже сейчас можно сказать, что деятельность департамента вызывает живейший интерес у публики. 


У российского современного искусства хорошие перспективы, ибо ниша этого искусства практически пустует. Есть много хороших художников, есть отличные работы, но нет понятия «современное российское искусство». У него нет характеристик, нет размеров, нет стилей. Групповые выставки российского искусства это показывают. Эту нишу, наверное, должны создавать околохудожественные институции, постоянно определяя и формулируя, что такое российское искусство. Но, пока наши художники будут изобретать велосипеды — то ли из-за плохого образования, то ли из какого-то нарочитого упрямства, — или продолжать копировать работы других художников из Интернета, думая, что никто другой их не знает, оригинального продукта не получится. В России традиционно есть мощная художественная воля, умение выражать пластически самые разные чувства, эмоции, смыслы. «Мир искусства», русский авангард, соцреализм не были уникальными течениями с точки зрения пластической сути стиля, однако художники, их представлявшие, сумели создать свою мощную мифологию, ставшую признанной интернационально. Сейчас есть такая же возможность, но надо постоянно работать, а не тусоваться; искать пластические ходы, а не думать, что на тебя свалится слава; серьезно заниматься выбранной профессиональной деятельностью, а не стремиться поскорее продать получившийся продукт. Мне кажется, побеждают художники, делающие ставку на серьезное всматривание в себя самих, на упорное неприятие готовых приемов и принятых суждений. У российских художников сейчас, как никогда, есть такая возможность. Они могут получать образование в любой интересующей их области благодаря Интернету, имеют на выбор множество материалов и техник, могут освоить самые разные стратегии. Этим и надо заниматься, на мой взгляд. А ссылаться на политику и бояться чьей-то личной неосведомленности не надо. Не надо тратить время на пустые крики — надо работать.

Мои личные планы на 2015 год — продолжать руководить проектом «Эрмитаж 20/21», в котором, будет много очень хороших проектов. Выделю два: «Гласстресс-2015: Готика» на Венецианской биеннале, проект про варварский антиордерный стиль от истории до современности, и Год фотографии в Эрмитаже.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+