18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Первая в России выставка дадаистов и сюрреалистов

Это первый в России большой проект, посвященный двум тесно связанным между собой движениям, определившим лицо искусства первой половины ХХ века. Дадаизм возник в 1916 году в кафе «Кабаре Вольтер» в Цюрихе в разгар Первой мировой войны как яростный протест собиравшихся там молодых художников и литераторов против буржуазного культурного истеблишмента, допустившего массовую бойню. «Конечно, война должна была кончиться. Но в 1916–1917 годах казалось, что она не закончится никогда. Отсюда отвращение и возмущение, которое распространялось на все формы современной цивилизации: ее базу, логику, язык», — вспоминал основатель дада Тристан Тцара. Дадаисты отказались от традиционных (читай: буржуазных) форм искусства, принесли в музеи массовые изделия вроде писсуара и сушилки для бутылок, объявив их произведениями искусства.

Но, как заметил Вернер Шпис, крупнейший исследователь творчества Макса Эрнста, эпатаж невозможно эксплуатировать слишком долго. На смену дада пришел сюрреализм, оформленный в движение манифестом его лидера Андре Бретона в 1924 году. Новое движение, продолжившее дадаизм (многие дадаисты вошли в него), взяло на вооружение его провокацию и абсурдизм, но было куда более консервативным в средствах (в частности, были реабилитированы живопись и скульптура).

Выставка построена преимущественно на произведениях 1920–1930-х годов, собранных несколькими коллекционерами еврейского происхождения. Деконструктивистское искусство дадаистов оказалось близко людям, пережившим холокост. Они покупали работы в 1940–1950-е годы, когда были еще живы художники и работы их не стоили заоблачно дорого. Начиная с 1951 года эти произведения дарились еврейскому государству, а в 1965 году, после создания Музея Израиля, коллекции перешли туда, продолжая пополняться.

В 1972 году известный итальянский историк искусства, культуролог и коллекционер Артуро Шварц подарил музею 13 реди-мейдов Марселя Дюшана. Это авторские реплики его классических работ, сделанные в 1964 году. Проект куратора эрмитажной выставки Адины Камиен-Каждан сфокусирован не только на показе таких хитов, как Фонтан и Сушилка для бутылок Дюшана, — здесь и «мерцы» (коллажи из обрывков газет и мусора) Курта Швиттерса, и Конструкции из дерева и металла Поля Йоостенса, напоминающие радиорупор на вышке, и картина Бал в Цюрихе Марселя Янко. Жоан Миро представлен картинами Лето и Птица, Ман Рэй — объектом Стол-палитра и ассамбляжем из пластмассовых бусинок Фортуна, Макс Эрнст — ранними картинами Четыре птицы и клетка и Лес. Представлен и Андре Бретон — чернильной зарисовкой нескольких фигур. Выставка выстроена как единая инсталляция, где и звезды, и почти забытые художники теперь на равных. Когда-то Макс Эрнст сказал, что дадаизм — это взрыв. Именно к такому впечатлению стремились и создатели выставки. Кстати, Manifesta 11, которая состоится в 2016 году в Цюрихе, будет посвящена столетию «Кабаре Вольтер».

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+