18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Abu Dhabi Art 2014: в свете будущих музеев

В ноябре в Абу-Даби проходит ярмарка современного искусства — Abu Dhabi Art. Она проводится уже в шестой раз, но о ней мало кто слышал: до недавнего времени Абу-Даби существовал как бы в полусне и был далек от того, чтобы считаться центром художественной жизни. «Местом силы» этого региона по праву называют Дубай, где проходит известная всем ярмарка Art Dubai, проводит торги Christie’s и существует разветвленная система галерей современного искусства. Эмират Абу-Даби мог бы и дальше прозябать в тени соседа, если бы однажды не возникла идея, как будто из «Тысячи и одной ночи», строительства в аравийских песках филиалов двух мировых музеев — Лувра и Гуггенхайма. В основе идеи — стремление изменить статус эмирата и привлечь сюда более насыщенные туристические потоки, нежели те, что направляются в Дубай на шопинг. Открытие музеев ожидается в 2015 (Лувр) и 2017 году (Гуггенхайм), в связи с чем престижность нынешней ярмарки сразу выросла во стократ.

Abu Dhabi Art традиционно проходит на территории выставочного комплекса «Манарат аль-Саадият», название которого можно перевести с арабского как «место просвещения» (или «просветления»). В этом году сюда приехали 46 галерей из Великобритании, США, Франции, Южной Кореи, Японии, а также из Саудовской Аравии и из соседнего Дубая. В организационном комитете ярмарки отсутствует пост директора, она управляется коллегиальным советом под прямым контролем Министерства культуры и туризма, которому и принадлежит последнее слово в выборе участников и разработке ярмарочной программы.

В этом году ярмарка, которая проходила с 5 по 8 ноября, совпала с открытием первой выставки из собственной коллекции Музея Гуггенхайма в Абу-Даби. На открытие прибыла внушительная делегация музейных специалистов Фонда Гуггенхайма во главе с директором музея и фонда Ричардом Армстронгом, который, не задумываясь, назвал выставку «началом новой эпохи и ренессансом художественной сцены арабского мира». Идея экспозиции с символическим названием «Зреть сквозь свет» принадлежала главному куратору Музея Гуггенхайма Сюзан Дэвидсон. Работы 19 художников, среди которых такие знаковые фигуры, как Дэн Флавин, Рашид Кораичи, Яёи Кусама, были распределены по пяти разделам, описывающим свет как «небесный», «чувственно воспринимаемый», «отраженный», «пробужденный» и «трансцендентальный».

Близкое соседство гуггенхаймовской выставки задало ярмарке соответствующий тон. Многие стенды явно рассчитывали привлечь к себе внимание музейщиков. Тема света нашла свое продолжение на стенде галереи Lisson из Лондона: квадрат электрического света французского концептуалиста Даниеля Бюрена, созданный силой 69 флюоресцентных ламп, перекликался со световой скульптурой американского классика Дэна Флавина «Четыре красные горизонтали», которую можно было увидеть на стенде галереи David Zwirner (скульптура, созданная в 1963 году и представляющая собой четыре красные трубки-лампы длиной по 2,4 м, расположенные одна под другой, предлагалась зa $1,5 млн). На стенде галереи Lawrie Shabibi из Дубая «Архитектурная структура» лондонского художника Натаниэла Рэкоу из белых неоновых ламп, соединенных стальными деталями, была успешно продана местному коллекционеру за $16 тыс.

Для любителей более традиционных форм искусства респектабельная нью-йоркская Acquawella привезла живопись и графику Пабло Пикассо, Анри Матисса, Роя Лихтенштейна и Жан-Мишеля Баскиа. Галерея приехала на ярмарку после 4-летнего отсутствия, рассказала ее директор Эсперанса Собрино; причиной возвращения стал явно выросший уровень мероприятия плюс надежда на оживление местного рынка в связи со скорым открытием новых музеев. Не разглашая цены на выставленные работы, она отметила, что галерея легко нашла покупателей среди членов королевской семьи и местной элиты.

Галерея из Лондона Kashya Hildebrand приезжает на ярмарку не первый раз, хорошо знает своих клиентов и их вкусы. Специально на них был рассчитан комплект из пяти гобеленов, вытканных на старинной французской фабрике в Обюссоне по эскизу современного египетского каллиграфа доктора Ахмеда Мустафы. На вернисаже для VIP-персон Кашья Хильдебранд сообщила, что примет предложения о покупке гобеленов только от музеев и готова отдать их все вместе за $5 млн; к концу ярмарки появились сведения, что гобелены проданы в местный арт-фонд. Кроме того, со стенда той же галереи ушли в руки кого-то из начинающих арабских коллекционеров современная каллиграфия молодого иранского художника Азра Агхихи Бахкшаеши за $40 тыс. и полотно Абдаллаха Аккара «Поэзия Антарры» за $20 тыс.

В ярмарке принимали участие практически все достойные галереи из соседнего эмирата Дубай. Художественная жизнь там бьет ключом, галереи участвуют в местной Art Dubai, а также в международных ярмарках в Бейруте, Лондоне, Нью-Йорке и Стамбуле. На их стендах в основном предлагались работы с ценником до $50 тыс.: местным институциям выгодно работать в таком ценовом сегменте, поскольку вырученная за продажу сумма не подлежит налогообложению, а умеренная цена приманивает местных же коллекционеров, которые только начинают входить во вкус и не желают совершать дорогостоящих ошибок.

Пока единственная галерея из Абу-Даби, принимающая участие в ярмарке, — Salwa Zeidan. Ее хозяйка, скульптор-самоучка Сальва Зейдан, эмигрировала в Эмираты из Ливана. Галерею свою она открыла 20 лет назад, когда в Абу-Даби еще и слыхом не слыхивали ни о каком современном искусстве. Сальва не скрывает, что в основе ее успеха на местном арт-рынке лежат близкие отношения с правящей верхушкой; обласканная вниманием шейхов, Salwa Zeidan всегда впереди всех по продажам. Специализируется галерея главным образом на художниках с Ближнего Востока и из Ирана. На предыдущей ярмарке, в 2013 году, у Сальвы была приобретена оптом для частного музея коллекция из 20 работ высоко котируемого здесь иранского художника Резы Дерахшани. Его рейтинг неуклонно растет; в прошлом году у него прошли две персональные выставки, в частном музее «Салсали» в Дубае и в галерее Taymour Grahne в Нью-Йорке. В этом году на стенде у Сальвы Зейдан висела работа Дерахшани 2013 года «Темная сторона Вселенной». Цена не разглашалась, но о ней можно догадаться, если заглянуть в октябрьский каталог аукционного дома Christie’s в Дубае, где эстимейт подобной картины того же художника был обозначен в пределах $40–60 тыс.

Один из самых эффектных стендов был у Thaddaeus Ropac. Восхищение публики вызывала инсталляция современного скульптора швейцарца Нота Витала из трех гигантских голов; также на стенде были представлены крупноформатные полотна Алекса Катца. Ну а самым фотографируемым на ярмарке был, пожалуй, стенд Carpenters Workshop Gallery, который, правда, несколько выпадал из общего настроя, заданного высокоинтеллектуальной выставкой Фонда Гуггенхайма. Бюро, работающее на стыке искусства и дизайна, представило шоу дизайнерского дуэта Studio Job из Голландии — экстравагантные предметы интерьера, среди которых бронзовый стол в виде перевернутого мавзолея Тадж-Махал и настольная лампа в форме грациозно склонившейся Эйфелевой башни. Не меньше людей привлекал ярмарочный раздел Beyond с крупноформатными произведениями, среди которых были работы Ай Вэйвэя, Ильи Кабакова и Франсуа Морелле. Здесь же была выставлена скульптура индийского художника Субодха Гупты «И ты, Дюшан?» — бронзовая «Мона Лиза» с усами и бородой (идею Субодх Гупта позаимствовал у Марселя Дюшана). Она встречала своей ускользающей улыбкой посетителей ярмарки — и как бы подмигивала издалека настоящей луврской «Джоконде», которую, может быть, когда-нибудь и привезут сюда на показ, под своды нового музея.

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
6
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
7
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+