Художник из Урбино, первый после Тинторетто и Рафаэля

© SCALA / ART RESOURCE / VATICAN MUSEUMS
© SCALA / ART RESOURCE / VATICAN MUSEUMS

«Если не считать Тинторетто, Бароччи был самым значительным итальянским художником второй половины XVI столетия», — писал об этом мастере один из крупнейших знатоков классического итальянского искусства Макс Дворжак. Федерико Бароччи (1535–1612) родился в Урбино, на родине Рафаэля, несомненно, оказавшего на него влияние: чтобы познакомиться с творчеством своего гениального земляка, в 1550 году Федерико специально поехал в Рим. Второй раз он оказался в папской столице в 1561 году, получив заказ на роспись потолка летнего Бельведера папы Пия IV в Ватиканских садах. Незаурядный талант провинциального живописца не остался незамеченным: у Бароччи появились не только влиятельные заказчики, но и враги. В 1564 году он неожиданно тяжело заболел, возможно, отравленный завистниками (художник пишет об этом в своих письмах). Бароччи возвращается в Урбино, где только через четыре года вновь берется за кисть. Но уже до конца своих дней ведет уединенный образ жизни, так и не оправившись от болезни и страдая от внезапных приступов меланхолии. Всю оставшуюся жизнь Бароччи пишет на заказ религиозные композиции для церквей, в которых просматривается влияние Тинторетто и Корреджо, и иногда портреты. На выставке в Лондоне можно увидеть его лучшие алтарные композиции, в том числе знаменитые Погребение из Сенигаллии и Тайную вечерю из кафедрального собора в Урбино. Всего представлено 14 алтарных образов и картин на религиозные сюжеты с характерной для мастера диагональной пространственной динамикой, необычными светотеневыми эффектами и колоризмом, который сам Бароччи называл «концертом красок» и в чем у урбинского мастера вряд ли были конкуренты среди современников. Именно насыщенный глубокий цвет придает нечто ирреальное его образам. Известно, что Бароччи даже намечал пастелью цветовые тона будущей картины и был одним из первых художников своего времени, всерьез увлекшихся этой техникой. Четыре великолепных по свободе письма и психологической глубине портрета кисти Бароччи в экспозиции свидетельствуют и о цепкости его глаза к натуре. Об этом же говорят его эскизы и рисунки с натуры, выставленные рядом с живописью. Рисование было настоящей страстью Бароччи — каждую из его картин предваряло множество виртуозных подготовительных набросков. Возможно, именно поэтому религиозные сюжеты в интерпретации мастера обретали ту необычайную живость и эмоциональность, которые притягивают зрителя и сегодня.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+