18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«Лузеры всех стран, соединяйтесь!»

«Лузеры всех стран, соединяйтесь!» — так закончила свою речь в стенах легендарного венского Сецессиона, колыбели модерна, российский критик, куратор, историк искусства Екатерина Деготь. Это случилось 6 ноября на торжественной церемонии вручения Премии имени Игоря Забела в области культуры и теории, главным лауреатом которой она стала в этом году. Екатерина Деготь получила груду металлических букв, из которых складывается название приза, из рук дочери Забела — словенского куратора и теоретика искусства, в 1990-е и в начале 2000-х имевшего тесные связи с московской художественной сценой. В зале сидели родители Забела, а также прежние лауреаты премии, что создавало впечатление съезда большой интернациональной семьи, разделяющей общие взгляды и убеждения.

Екатерина Деготь назвала свою речь «список фиаско» и посвятила ее череде неудач, провалов и разочарований, которые двигали ее карьеру, заставляя искать новые возможности и области применения своих идей: академический искусствовед, колумнист рупора новой российской буржуазии — газеты «Коммерсантъ», редактор полемического интернет-портала, куратор, наконец, нынешний статус публичного интеллектуала, арт-директора Академии мирового искусства в Кельне. В своей речи Екатерина Деготь помянула Александра Герцена и призвала всех, чувствующих себя в меньшинстве, не сдаваться и не отказываться от критического отношения ни к себе, ни к действительности. Ее эмоциональное выступление было встречено восторженными аплодисментами.

По словам Екатерины Деготь, одним из главных инструментов критического анализа и осмысления действительности является марксистская теория, которая почти совсем стерта и забыта в современной России. Именно поэтому, пользуясь правом лауреата выбрать одного из получателей трех так называемых рабочих грантов премии, она выбрала Кирилла Медведева, российского поэта, писателя и активиста, на свой страх и риск учредившего «Свободное марксистское издательство», переводящее на русский язык классические тексты современной марксистской теории. Состоявшийся накануне в венском Музее современного искусства (MUMOK) «паблик-ток» российских лауреатов на тему неопатриотизма и возможностей диссидентства прошел с аншлагом: местная публика из первых уст хотела услышать, что происходит в России.

Не меньше интереса вызвал обаятельный литературный перформанс победителя из Словении Миклавжа Комеля — искусствоведа, поэта и переводчика из Любляны. По определению жюри, его интерес сосредоточен на искусстве, которое получает мало внимания, и на художниках, про которых часто забывают. По словам самого победителя, это близкое бывшим гражданам Югославии «партизанское» творчество, антология которого составила 600 страниц, и теперь оно представлено и в коллекции Музея современного искусства (Moderna Galerija) в Любляне. Миклавж Комель поднял насущный вопрос: учитывая, что премия поддерживается старейшим австрийский кредитным учреждением Erste, как свободному художнику следует благодарить своего спонсора?

Большой резонанс вызвало и выступление на церемонии вручения премии цыганки из Будапешта Тимеи Юнгхаус, вопреки всем трудностям, связанным с ее происхождением, и благодаря полученному от премии гранту сумевшей не просто получить образование историка искусства, но и организовать первую в истории галерею современного цыганского искусства и даже добиться участия цыган в Венецианской биеннале.

По правилам премии в международное жюри всегда входят куратор, критик и художник. В этот раз жюри составили философ Кети Чухров (Москва), художник и архитектор Аполония Шуштершич (Любляна), а также куратор и замдиректора музея MUMOK Райнер Фукс (Вена).

По словам Кети Чухров, для жюри было важно, чтобы лауреаты премии были не просто выдающимися кабинетными теоретиками или социальными активистами, но чтобы они совмещали эти амплуа. Она подчеркнула, что Екатерина Деготь удостоена премии за такие кураторские проекты, как Бергенская ассамблея в Норвегии (совместно с Дэвидом Риффом), выставка «Борьба за знамя» о советском искусстве 1930-х годов и другие, — проекты, вызывающие дискуссии и предлагающие новые взгляды в том числе на советское наследие. Жюри также упомянуло недавнюю статью Екатерины Деготь, опубликованную в интернациональном журнале e-flux и посвященную тому, стоит ли бойкотировать биеннале Manifesta 10 в Санкт-Петербурге или все же международное арт-сообщество не должно отворачиваться от своих собратьев в России, несмотря на всю остроту новой политической ситуации.

Среди гостей церемонии были члены российской группы «Что делать?», которые в конце ноября открывают в Сецессионе выставку. Примечательно, что именно адепты художественного активизма оказались первыми русскими художниками, удостоившимися чести быть показанными в этом легендарном месте, связанном с одной из самых громких революций в искусстве.

ДОСЬЕ

Премия имени Игоря Забела в области культуры и теории впервые была присуждена в 2008 году хорватскому кураторскому коллективу What, How & for Whom (WHW). Петр Пиотровский, искусствовед и бывший директор Варшавского национального музея, получил приз в 2010 году, а македонский искусствовед Сюзана Милевска была награждена в 2012-м. Следующая премия будет вручена в 2016 году. Общий призовой фонд составляет €76 тыс.: главный приз в размере €40 тыс. и три гранта по €12 тыс.

Игорь Забел (1958–2005) — словенский куратор, писатель и теоретик культуры, философ, литературный и художественный критик, переводчик, наставник для новых поколений кураторов и критиков современного искусства. В 2003 году стал знаменит выставкой «Индивидуальные системы» на Венецианской биеннале, в которую включил и художников круга московского концептуализма.

Ассоциация Игоря Забела в области культуры и теории была основана в феврале 2008 года членами семьи Забела и фондом Erste. Цель ассоциации — популяризация трудов Игоря Забела, а также привлечение внимания к влиянию, которое они до сих пор оказывают; особенно это касается работы в области визуального искусства, а также продвижению теории и современной кураторской практики путем организации различных общественных программ для улучшения обмена знаниями и создания сетей в области визуальных искусств и культуры Центральной и Юго-Восточной Европы, а также за ее пределами.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+