В Турине открылась ярмарка современного искусства Artissima

В Турине в огромном павильоне бывшего конькобежного стадиона Oval Lingotto (его площадь в четыре раза больше площади Манежа) открылась ярмарка современного искусства Artissima. В ней участвует 197 галерей — около трети из них итальянские, — распределенных по шести тематическим разделам. Какими из этих разделов ярмарка особенно гордится, гадать долго не приходится: центральная часть зала отдана Present Future (Настоящее будущее) и Back in Future (Назад в будущее), в обоих представлены исключительно персональные выставки. Несмотря на путаницу с временами, идея организаторов проста — сопоставить произведения авторов, еще не слишком известных, но активно работающих сегодня, и художников, пик активности которых пришелся на 1960–1980-е годы.

Схватку со значительным перевесом выиграли последние: в Back in Future можно увидеть по-настоящему редкие, музейные раритеты. Так, на стенде галереи FARIA продаются фотографии и документы, посвященные перформансам Марты Минужин рубежа 1960–1970-х годов (упакованные в две большие зеленые коробки, они стоят €130 тыс.). Минужин придумала kidnappening — смесь хеппенинга и похищения, в ходе которого участники перформанса похищали некоторых зрителей и увозили в неизвестном направлении (например, в мастерскую художницы). Или Piccassoning, когда люди разъезжали по Нью-Йорку с разрисованными в стиле Пикассо лицами.

Стенд парижской Natalie Seroussi посвящен соратнику Ги Дебора Жилю Вульману. Поначалу больше известный как поэт (и в этом качестве участвовавший в создании движения леттризма), во второй половине ХХ века он занялся изобразительным искусством. Например, придумал писать картины с помощью скотча: он наклеивал ленту скотча на нужное изображение, затем отдирал его и приклеивал повторно, но уже на холст (работы разных размеров стоят по €60–100 тыс.). В какой-то момент он помешался на идее разделения — и так появились поделенные пополам скульптуры или невероятной сложности коллажи, собранные из разрезанных надвое билетиков, кусочков карт и прочих бумажек. Такие коллажи есть в собрании Центра Помпиду, а на стенде галереи их можно купить по цене в пределах €120 тыс.

Многие галеристы соглашаются, что Artissima — локальная ярмарка, а покупатели здесь в основном итальянцы. «За все время VIP-preview я говорила по-английски раза три», — говорит Франческа из A Palazzo из Брешии, хотя и отмечает, что некоторые работы со стенда уже проданы. Галерея, побывавшая недавно в Москве на Cosmoscow, кажется, единственная показала в Турине работы художника из России — Александры Сухаревой (объект в виде круглого зеркала стоит €6 тыс., картина «Голова юноши» — €10 тыс.).

Впрочем, в общей итальянскости и локальности Artissima есть преимущества. В отсутствие галерей-гигантов с выставками-хитами и напряженного соревнования на самый запоминающийся стенд здесь можно обнаружить множество неожиданных вещей. В особенности, связанных с архитектурой и дизайном, которыми Северная Италия всегда могла похвастать. Галерея Camera16 из Милана выставила серию графических работ Уго Ла Пьетра на тему урбанистики. Архитектор делал снимки выбивающихся из городского ландшафта объектов и затем превращал их в функциональные объекты, благодаря которым город становился домом: железный забор — кроватью, пластиковая будка — уличным душем и дорожное ограждение — основой столешницы. Каждый лист стоит по €4 тыс. Галерея Antonia Jannone и вовсе торгует только работами архитекторов. Здесь есть рисунки и темперы Альдо Росси (€9–33 тыс.), работы Микеле де Лукки (рисунки по €1,5 тыс., деревянные объекты — около €8 тыс.).

«Турин, безусловно, не такой центр, как Лондон или Нью-Йорк, но именно поэтому сюда проще и дешевле привезти кураторов и художников, и этим надо пользоваться, тем более что внимание кураторов сегодня для галериста так же важно, как внимание покупателей», — оценивает ситуацию с практической стороны директор ярмарки Сара Косулич.

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
7
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+