18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Три лучших лота недели

Каждую неделю Татьяна Маркина выбирает самые интересные лоты на московских аукционах. На сей раз ими стали морской вид бельгийца Франсуа-Этьена Мусина, петровский сборник «Символы и эмблемата» и медаль «За труды по сельскому хозяйству» фирмы Карла Фаберже.

Франсуа-Этьен Мусин. «Морская сцена». II половина XIX века

Художественный талант юного Франсуа обнаружился, когда за свои проделки он в качестве наказания был заперт отцом, владельцем прибрежной гостиницы, на чердаке, где на стене углем нарисовал вид на доки Остенде. Первые уроки Мусин (1820–1888) получил у Мишеля ван Куйка и Франсуа Антуана Боссюэ, потом окончил французскую Академию изящных искусств и продолжил обучение в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе. Жил в Брюсселе, но много путешествовал — писал и в Альпах, и на хмуром норвежском побережье. Широкую популярность получил, когда несколько его картин приобрел сам Леопольд I, король Бельгии. В 1869 году работы художника оказались даже в музее Прадо в Мадриде.

Восточно-Европейский аукционный дом, 15 ноября (16:00), эстимейт 2,8 млн руб.


«Символы и эмблемата». Амстердам, 1705

Сборник изображений символов и эмблем, составленный Яном Тесингом и Ильей Копиевским по указу Петра I на основе западноевропейских книг аналогичного содержания, был напечатан в 1705 году в Амстердаме. Он включает в себя 840 гравированных эмблем с поясняющими надписями на девяти языках, включая русский. В 1718 году царь распорядился продавать ее всем желающим; около 800 экземпляров книги привезли и в Москву.

Издание повторяли в 1719, 1743, 1788 и 1811 годах. Оно имело самое широкое хождение и во многом определило постоянный набор эмблем и символов в русском изобразительном искусстве XVIII–XIX веков. Материалы сборника использовались для создания многих российских гербов, картин, скульптур и памятников, а также как сюжеты для фейерверков.

«Кабинетъ», 12 ноября (17:30), эстимейт 360–400 тыс. руб.


Медаль Романовского знака отличия «За труды по сельскому хозяйству» III степени. Фирма К. Фаберже, 1913

Привлечение к изготовлению наград поставщика двора российских венценосцев было делом исключительным, в первую очередь из-за высоких цен на продукцию фирмы. Однако нахождение Романовского комитета на попечительстве у императора делало подобные расходы возможными. Комитет был создан «в ознаменование трехсотлетия со дня всенародного избрания на царство первого государя из Дома Романовых» и состоял под покровительством императора. Это был пример того, что ныне называют частно-государственным партнерством: комитет имел целью помощь детям сельского населения, крестьянским сиротам, а с начала Первой мировой войны — детям воинов. Денежные пособия выдавались не лицам, а организациям: земствам, сельским обществам, братствам, церковно-приходским обществам, попечительствам. А филантропы, жертвовавшие дополнительные, помимо государственных, средства, награждались медалями и жетонами.

В этой серебряной медали фирменный почерк Фаберже легко узнаваем благодаря необычному оттенку эмали и особой технике гильоширования поверхности под ней. Эта медаль — третий известный экземпляр, зафиксированный в частных руках за последнюю четверть века.

«Знакъ», 15 ноября (12:00), эстимейт 1 млн руб.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+