18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Скоморохи на торжище

Шон Глэдуэлл. Без названия. 2014. Courtesy Galleria Astuni, Bologna / Photo Lucille Gladwell
Шон Глэдуэлл. Без названия. 2014. Courtesy Galleria Astuni, Bologna / Photo Lucille Gladwell

Перформанс все еще трудно представить в качестве товара, однако ярмарочный антураж из него уже получается.

На стенде японской Green Tea Gallery два брата Эи и Тому Аракава (их творческий дуэт называется United Brothers) предлагали посетителям отведать суп, который специально по случаю ярмарки Frieze приготовила их мама. Суп раздавали совершенно бесплатно. Казалось бы, от желающих причаститься отбою быть не должно. Загвоздка была в том, что овощи, из которых сварила суп мама, были выращены в префектуре Фукусима, более всего пострадавшей в результате памятной аварии на АЭС. Овощи прошли необходимые тесты и были одобрены как Фермерской ассоциацией Японии, так и организаторами ярмарки Frieze, но избавиться от страха перед радиацией это вряд ли помогало. Сложное чувство, которое переживали отважившиеся на дегустацию посетители, было вполне отражено в названии перформанса братьев — Does This Soup Taste Ambivalent? (Нет ли во вкусе этого супа чего-то еще?). Перформанс United Brothers — один из шести, что были представлены в новом разделе Live лондонской ярмарки современного искусства Frieze. Перформансом в ярмарочной программе сегодня вроде бы уже никого не удивишь, не больше, чем самим словом «перформанс». Сегодня этот вид искусства не только распространен, но и переживает новое рождение, все чаще проникая в главные мировые выставочные залы и заполучая все новых поклонников среди зрителей и кураторов. А в этом году покорились и ярмарки. Помимо Frieze, перформанс в свою коммерческую программу добавила туринская Artissima (7–9 ноября): в рамках нового раздела Per4rm там представят 16 работ.

Почем ярмарочный зазывала?

Однозначно нововведениями то, что делают Frieze и Artissima, не назовешь. Ярмарки давно используют зрелищный потенциал современного искусства. В течение 2000-х годов перформансы стали неотъемлемой частью некоммерческих, параллельных, программ тех же ярмарок и во многом помогли им превратиться из обыкновенного театра купли-продажи в культурные события широкого профиля. Некоторые галеристы давно и с удовольствием допускают на своих стендах маленькие художественные диверсии вроде тех, что устраивает enfant terrible перформативного искусства Тино Сегал. Так, в 2004 году на Art Basel он поставил перформанс This is Competition с участием двух галерей, с которыми сотрудничает и чьи стенды были расположены по соседству. По придуманному Сегалом сценарию работники каждой галереи могли за раз сказать только одно слово, и, чтобы вести переговоры с покупателями, им приходилось прибегать к помощи друг друга — учиться взаимодействовать с конкурентами, говоря поочередно. Как отмечает заместитель директора Frieze и директор программ ярмарки, посвященных молодым галереям, Джоанна Стелла-Савика, до сих пор позволить себе показать перформанс на ярмарке могли лишь самые известные галереи. Этот трудно поддающийся правилам торговли вид искусства, кажется, по определению не способен превратиться в объект продажи. Все, на что могут рассчитывать покупатели перформанса, — это его документация: фотографии, тексты, использовавшиеся в ходе представления объекты, видео — словом, обрывки, по которым можно было бы восстановить действие. Неудивительно, что это далеко не самый популярный у покупателей жанр и очень немногие галереи готовы рисковать коммерческими результатами ярмарочной гонки ради экспериментального искусства на своем стенде. «Коммерческий аспект не препятствует тому, чтобы галереи показывали перформативные работы, — считает Стелла-Савика. — В последние годы все больше известных галерей показывали на своих стендах амбициозные проекты, как, например, Marian Goodman, показавшая на нью-йоркской Frieze 2013 года работу Тино Сегала. Однако мы хотим, чтобы и у более молодых галерей тоже была такая возможность». В общем, появление на Frieze раздела Live вывело перформанс на новый уровень: теперь он не дополнительный, рискованный в коммерческом смысле вид искусства, а полноправный игрок арт-рынка. Но в чем выгода для галерей? По мнению Джо Стелла-Савики, она значительна. Live дает отличный шанс динамично продемонстрировать программу галереи и тем самым набрать репутационные баллы. Здесь работу может заметить куратор или музейный директор, который потом захочет сделать выставку художника в уважаемой арт-институции, а это, в свою очередь, тоже положительно скажется на репутации и художника, и галериста. «И конечно, они всегда могут продать то, что показывают на ярмарке», — заключает директор Frieze.

Итальянская мода

«Появление раздела Per4rm — это реакция на нужды галерей и художников, занимающихся перформансом. Этот вид искусства представлен в музеях, арт-институциях, галереях, на специализированных фестивалях, однако все еще не заслужил достаточного внимания в ярмарочном контексте, — считает Сара Консулич-Канаротто, директор ярмарки Artissima. — Поэтому мы не хотели делать просто еще одну параллельную программу перформанса, но стремились создать полноценный коммерческий раздел». Действительно, организаторы ярмарки настаивают на том, что видят перформанс как ровню всем другим видам искусства и в смысле его выразительной силы, и в смысле коммерческого потенциала. Право на участие в Per4rm получили лишь те галереи, что прошли экспертный отбор в основной раздел ярмарки, а отбор этот учитывает не только качество их выставочной программы, но и коммерческую успешность.

Всего за три дня, что будет открыта Artissima, здесь обещают провести 16 перформансов. Они будут проходить
в специально оборудованном для этого павильоне в пространстве ярмарки. Хелена Хладилова (галерея CO2, Турин)
разместит здесь скульптурный автопортрет из глины, но намеренно оставит его неоконченным, так что каждый посетитель сможет внести свою лепту в завершение ее образа. Калли Спунер (галерея MOT International, Лондон — Брюссель) соорудит небольшой piano bar, где можно будет послушать пианиста, наигрывающего популярные музыкальные мотивы. Однако посетителям не стоит поддаваться расслабляющей атмосфере: слова хорошо знакомых композиций будут изменены, и из ненавязчивых песенок они превратятся в рассказы об одиночестве и отчуждении. Проект Allure Леа Капальди (представлена лондонской Vitrine Gallery) будет вообще невидим, и распознать его можно будет только по запаху: приглашенные художницей мужчины и женщины надушатся целым флаконом духов Chanel Allure и будут разгуливать по ярмарке инкогнито, привлекая кого-то из посетителей приятным ароматом, а кого-то его насыщенностью доводя до головокружения. Словом, кураторы отбирали работы, которые продемонстрировали бы перформанс с разных сторон: и как исследование взаимодействия между зрителем и художником, и как способ вовлечь в действие публику, и как жанр, заступающий на смежные территории музыки, литературы, театра.

А вот насколько удастся зайти на территорию рыночных продаж, пока неясно. Некоторые перформансы, то есть их документацию и связанные с ними объекты, действительно можно будет купить на стендах галерей-участниц. А чтобы обещание возможного (когда-нибудь) материального поощрения за мимолетный перформанс выглядело убедительнее, организаторы ярмарки ввели новый приз — Prix K-Way Per4rm в размере €10 тыс. для автора самого интересного, по мнению специально созванного жюри, перформанса. Неплохой сувенир на память о произведении, существующем лишь здесь и сейчас.

Самое читаемое:
1
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане
22.02.2023
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
7
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+