Дотронуться до сакрального

№92, июнь 2021
№92
Материал из газеты

Особая область изящного — итальянские реликварии эпохи позднего Средневековья. Им посвятила свое исследование Бет Уильямсон, профессор Бристольского университета

Липпо Ванни. Реликварий с триптихом «Мадонна с Младенцем и святыми». Около 1350. Фото: Walters Art Museum
Липпо Ванни. Реликварий с триптихом «Мадонна с Младенцем и святыми». Около 1350.
Фото: Walters Art Museum

Когда я был штатным сотрудником Вестминстерского собора, одним из моих головных уборов была шляпа хранителя реликвий. Эта роль, совсем не сложная, связана с коллекцией церковных святынь, которая регулярно расширялась и расширяется. И хотя в последнее время культура религиозных реликвий уже не столь популярна, как прежде, все же остается исконное человеческое желание сохранить связь с тем, что издревле ценилось. Именно в этой точке иногда успешно сходятся религия и искусство.

Исследование Бет Уильямсон посвящено портативным реликвариям особой формы, возникшим в Сиене в XIV веке. В нишах (ныне пустых) таких реликвариев могла храниться одна-единственная или несколько святынь, они были приклеены, обрамлены и закрыты стеклом, поэтому в большинстве случаев объект поклонения оставался видимым. Рассеянный сегодня по миру десяток реликвариев, рассматриваемых в книге, говорит об уникальной культурной среде, подпитывавшей развитие нового типа предметов религиозного поклонения. «Эта новая культура, сформировавшаяся в Сиене в 1320–1330-х годах, способствовала широкому распространению табернаклей — украшенных живописью панелей с вмонтированными в них реликвиями, — возникновение которых связывается с кругом Симоне Мартини», — пишет Уильямсон. Судя по всему, этот художник был главным новатором (и на страницах книги ему уделяется должное внимание), особенно востребованным нищенствующими монашескими орденами. Так, в Орвието в 1320-е годы францисканцы, доминиканцы, сервиты — все обращались к нему с заказами для своих церквей.

Сиена особо славилась почитанием Пресвятой Девы Марии, поэтому неудивительно, что центральной фигурой на 11 сохранившихся артефактах, описанных в книге, является Богородица.

Beth Williamson. Reliquary Tabernacles in Fourteenth-Century Italy: Image, Relic, and Material Culture. Boydell and Brewer. 264 с. На английском языке.
Beth Williamson. Reliquary Tabernacles in Fourteenth-Century Italy: Image, Relic, and Material Culture. Boydell and Brewer. 264 с. На английском языке.

Изучая историю и устанавливая авторство каждого из реликвариев, Уильямсон демонстрирует проницательность детектива — стоит отметить основательность ее подхода, обилие комментариев (любезно приводимых постранично, а не в конце книги) и обширную библиографию. Единственный недостаток, на мой взгляд, — это малое количество цветных иллюстраций в столь дорогостоящем издании.

Меня пленил образ Мадонны Смирения — в данном случае Дева Мария сидит на земле, а не на троне. Два приведенных в книге образца поистине прекрасны; один из них хранится в фонде Fondazione Monte dei Paschi в Сиене, другой — в Национальной художественной галерее в Вашингтоне, оба датируются 1380 годом. На назначение этих предметов как реликвариев ясно указывают круглые ниши вокруг центрального образа Богородицы. Наиболее интересный реликварий, по моему мнению, — из самых ранних. Это триптих из Художественного музея Уолтерса в Балтиморе, расписанный Липпо Ванни около 1350 года, с Мадонной с Младенцем по центру, а также со сценой Благовещения и будто наблюдающими за ней святыми на створках.

Все реликвии предполагают тактильное восприятие, и реликварии рассчитаны на то, чтобы на них не просто смотрели, но дотрагивались и целовали. Кажется удивительным, насколько благожелательно относились художники к тому, что их произведения трогали руками.

Эта книга, так сказать, нишевой продукт для нишевой, довольно узкой аудитории, однако те читатели, кто пожелает присоединиться к Уильямсон в ее историческом путешествии, без сомнения, получат премиальный билет. 

Самое читаемое:
1
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
Музейная реальность, данная нам в сравнительных ощущениях: подъем на фоне спада, сдержанный оптимизм и неизвестность впереди. Плюс таблицы лидеров: куда больше всего ходили и на что больше всего смотрели в прошедшем году
03.06.2022
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
2
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
В Эрмитаже и Пушкинском открылись финальные выставки грандиозного тура, посвященного импрессионистам и постимпрессионистам из дореволюционных коллекций Щукина и Морозова
27.06.2022
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
3
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
4
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
5
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
6
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
7
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+