18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Между готикой и Ренессансом: сиенская школа от Дуччо до Сассетты в ГМИИ им. А.С.Пушкина

№93
Материал из газеты

ГМИИ имени А.С.Пушкина впервые в России столь полно показывает искусство Сиены XIII–XV веков

Еще один проект перекрестного года музеев России и Италии посвящен искусству Сиены на рубеже Средневековья и Ренессанса. Выставка подготовлена главным научным сотрудником отдела искусства старых мастеров Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина Викторией Марковой. 

Долгие годы Сиена оставалась в тени других прославленных городов Италии, в первую очередь Флоренции, получившей почти официальный статус «колыбели Ренессанса». Хотя в 2002 году в Эрмитаже прошла выставка «Сны готики и Ренессанса», посвященная живописи Сиены XIV — первой половины XVI века, на ней были представлены лишь произведения из собрания музея. Нынешняя экспозиция в Пушкинском — первый в России проект такого масштаба, где наряду с произведениями сиенской школы живописи из ГМИИ представлены работы из Национальной пинакотеки в Сиене, Государственного архива Сиены и музеев Тосканы. Все они крайне редко покидают постоянные экспозиции и выдаются из запасников в другие страны. 

Сиенская школа живописи развивалась на протяжении XIII–XV веков на стыке византийских, готических и ренессансных влияний. В отличие от Флоренции, в Сиене доминировали не демократические, а аристократические тенденции. В это время Сиенская республика последовательно оказывалась в орбите влияния крупнейших европейских монархов — сначала герцога миланского Джангалеаццо Висконти, потом короля Неаполя, а затем императора Священной Римской империи Сигизмунда.

Связи с арагонским двором в Неаполе послужили знакомству сиенских художников с миланским и французским готическим стилем. В то же время с самого начала своего формирования сиенская школа находилась под влиянием византийского искусства. Ярче всего это проявилось в работах Дуччо ди Буонинсенья, основоположника местной художественной традиции, деятельность которого приходится на рубеж XIII–XIV веков. Феномен куртуазного искусства около 1400 года, когда был выработан фактически общий европейский художественный язык — так называемая интернациональная готика, лучше всего воплотили в Сиене такие художники, как Симоне Мартини, а также братья Пьетро и Амброджо Лоренцетти. Подчеркнутая декоративность и роскошь в сочетании с выразительностью жеста, а также стремление к натуралистичности — вот характерные черты этого стиля. Продолжателями этих традиций стали Бартоло ди Фреди и Таддео ди Бартоло, а также Паоло ди Джованни Феи. Последний сумел преобразовать стиль Мартини и Лоренцетти и занять свое место как представитель сиенского «готического маньеризма» конца XIV века. Cиенские художники склонны к игре с ракурсами. Чем сильнее изогнута шея, чем сильнее наклон головы, тем выразительнее кажется им живопись. Произведения из Сиены того времени практически безошибочно можно определить по особому, раскосому разрезу глаз (этот тип идет еще от Дуччо). 

Готика оставалась магистральной линией в Сиене вплоть до середины XV века. Сиенские мастера Кватроченто — Сассетта, Джованни ди Паоло, Сано ди Пьетро — активно внедряли опыт ренессансных мастеров, но в итоге все равно возвращались к более привычной для них манере изображения. Даже в 1460-х годах мы увидим золотые фоны, яркий локальный колорит, причудливые ракурсы, готические утонченные формы. Сиенцы с большим умением развивают пространство интерьера, но почти не пользуются одним из главных достижений ренессансной живописи — прямой перспективой. 

Среди прибывших на выставку уникальных экспонатов из Италии — десять деревянных табличек, служивших обложками расходных книг казначейства. «Таволетты Биккерны» исключительно сиенское явление, редкий пример светского искусства, существовавшего с XIII до конца XVII века. К выполнению этой работы привлекали лучших художников Сиены: братьев Лоренцетти, Липпо Ванни, Джованни ди Паоло и других. По сути, «Таволетты Биккерны» предвосхитили появление современных банковских документов. Логично, что их появление на выставке помог осуществить давний партнер музея Банк ВТБ, благодаря чему зрители получили возможность увидеть уникальные произведения декоративно-прикладного искусства, публично практически не выставляющиеся. 

Сиена на заре Ренессанса. Произведения из Национальной пинакотеки в Сиене, Государственного архива Сиены, музеев Тосканы и ГМИИ им. А.С.Пушкина
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
25 июня - 3 октября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+