Сущность русского исторического жанра демонстрируют в Третьяковке

Выставка к 800-летию Александра Невского в Западном крыле Третьяковки собрала все хрестоматийные исторические картины, созданные за два века классической русской живописи

Андреас Каспар Гюне. «Екатерина II возлагает трофеи побед над турками на гробницу Петра I». 1791. Фото: Софья Багдасарова
Андреас Каспар Гюне. «Екатерина II возлагает трофеи побед над турками на гробницу Петра I». 1791.
Фото: Софья Багдасарова

Проект «История России глазами художников. К 800-летию со дня рождения Александра Невского» в Западном крыле Новой Третьяковки является продолжением цикла выставок, которые устраивались в Манеже по инициативе Патриаршего совета по культуре. Это были «Сокровища музеев России» (2018) и «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве» (2019); вход на них был бесплатным, что в сочетании с показом знаковых произведений искусства обеспечило им прекрасную посещаемость. (Упомянутые выставки, в свою очередь, стали развитием мультимедийного проекта «Россия — моя история», который стартовал в Манеже в 2013 году, а затем перерос в постоянную экспозицию на ВДНХ и систему исторических парков в регионах.)

Открытие нынешней выставки, как и предыдущих, состоялось в дни государственных праздников и было отмечено посещением президента России Владимира Путина.

Одна из кураторов выставки, заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе Татьяна Карпова, рассказала нашему изданию, что смена места проведения сказалась на качестве выставки в лучшую сторону — удалось показать произведения (в частности, картины Василия Сурикова), которые музей не смог бы выдать в Манеж. По словам Карповой, именно Третьяковка была главным создателем выставки: ее специалисты занимались как отбором экспонатов из региональных музеев, так и развеской.

Фрагмент экспозиции «История России глазами художников. К 800-летию со дня рождения Александра Невского». Фото: Софья Багдасарова
Фрагмент экспозиции «История России глазами художников. К 800-летию со дня рождения Александра Невского».
Фото: Софья Багдасарова

По составу экспонатов выставка безупречна — это почти все главные образцы русской исторической живописи с XVIII до начала XX века (послереволюционных нет, если не считать триптиха Павла Корина, посвященного Александру Невскому). Из региональных музеев привезли многие работы, которые раньше собирались вместе лишь в иллюстрированных альбомах по истории России. Кураторов ограничивал, судя по всему, только размер произведений — слишком крупные картины перевозить не стали. В галерее говорят, что это первая за несколько десятилетий выставка в ее стенах, посвященная конкретно историческому жанру, важнейшему с точки зрения идеологии.

Пространство Западного крыла разбито на шесть разделов, посвященных поочередно древним князьям Киевской Руси, Ивану Грозному, первым Романовым, Петру I и Екатерине II, а также на два тематических, отданных боярскому быту и военной истории. Когда зритель попадает в зал, ему предлагаются все ключевые хрестоматийные исторические полотна на заданную тему, созданные за два века русской живописи. Таким образом, вся история классического искусства спрессовывается до одного зала, и, просто оборачиваясь вокруг своей оси, проходишь эволюцию от ранней Академии до вольного модерна. Например, «Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев» Ивана Акимова 1773 года и не менее архаичная «Первая встреча князя Игоря с Ольгой» Василия Сазонова 1824 года висят напротив воссоединившихся панно Виктора Васнецова, посвященных крещению Владимира Святого и крещению им Руси (1890, хранятся в ГТГ и Нижегородском художественном музее).

В следующем зале все повторяется вновь: пробегаешь глазами путь от «Призвания на царство Михаила Федоровича» (до 1800) Григория Угрюмова, написанного для Павла I, до призрачного царевича Дмитрия кисти Михаила Нестерова. Опыт этот интересный, позволяющий экспресс-методом оценить весь прогресс исторического жанра в стране. Но немного горький, потому что больше всего его образцов было создано в XIX веке академистами с их темными красками и патетическими театральными позами. От передозировки этой группой работ рождается печаль: какой же провинциальной была тогда наша живописная школа! Зато рядом висят светлые и «громкие» вещи Андрея Рябушкина, братьев Васнецовых, а также не очень прославленного (а зря!) Сергея Иванова — и сразу осознаешь новаторство их манеры.

Андрей Рябушкин. «Русские женщины XVII столетия в церкви». 1899. Фото: Софья Багдасарова
Андрей Рябушкин. «Русские женщины XVII столетия в церкви». 1899.
Фото: Софья Багдасарова

В военном зале такой же эффект внезапно создают полотна Франца Рубо, которому мы если и отдаем положенные почести, то совершенно не осознавая прогрессивного значения его достижений для современников. Тут же, на фоне более ранних работ его коллег-баталистов, живопись Рубо начинает прямо-таки сиять мастерством и свежестью.

Кураторы пытались играть в перекличку произведений с помощью развески, но имеющийся в их распоряжении набор картин явно накладывал ограничения. Однако некоторые дуэты все-таки получились. Так, подлинно рокайльное полотно Стефано Торелли «Аллегория на победу Екатерины II» (1772) висит рядом с историческими картинами Валерия Якоби 1870-х годов, рококо имитирующими. В пространстве, посвященном Первой мировой войне, портрет бельгийского короля Альберта в момент взрыва плотины кисти Ильи Репина перекликается с «Архангелом Михаилом» Виктора Васнецова — огненно-красной аллегорией той же войны. Из Павловска приехало панно кисти Андреаса Каспара Гюне «Екатерина II возлагает трофеи побед над турками на гробницу Петра I» (1791). Оно соседствует с «Судом Пугачева» кисти Василия Перова (1875) — и при всем уважении к имени Перова регресс жанра угнетает (что, видимо, и желали показать кураторы).

Радует, что, помимо ключевых шедевров, на выставку смогли собрать редко участвующие в показах вещи, оказавшиеся крайне любопытными. Среди них белоснежный «Василий Блаженный» Клавдия Лебедева (1902, Новгородский музей-заповедник), изображающий святого в белом рубище на фоне снега, белой паперти и белого неба; «Московский застенок» Аполлинария Васнецова (1912, Музей Москвы); «Похороны на свиньях» Гавриила Горелова (1904, НИМ РАХ).

Илья Репин. «С медсестрой в атаку». 1917. Фото: Софья Багдасарова
Илья Репин. «С медсестрой в атаку». 1917.
Фото: Софья Багдасарова

В экспозицию включены и работы из частных коллекций. Из них особенно запоминается огромнейший «Подвиг Ивана Сусанина» (1914) Константина Маковского из собрания Солодовни, купленный на Sotheby’s в 2016 году за £413 тыс. Другая поразительная картина — «С медсестрой в атаку» Ильи Репина (1917) из собрания Елены Малинко. А напротив коринского триптиха «Александр Невский», открывающего выставку, висит вариант «Витязя на распутье» Виктора Васнецова из частной коллекции, напоминая о выставке «Русская сказка», недавно состоявшейся в этих же самых залах, и наводя на мысль о том, что исторический жанр русской живописи, в общем-то, не так уж далеко и ушел от сказочного — только относятся к нему с большей серьезностью.

Новая Третьяковка
К 800-летию со дня рождения Александра Невского
До 8 августа

Самое читаемое:
1
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
Музейная реальность, данная нам в сравнительных ощущениях: подъем на фоне спада, сдержанный оптимизм и неизвестность впереди. Плюс таблицы лидеров: куда больше всего ходили и на что больше всего смотрели в прошедшем году
03.06.2022
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
6
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
В Эрмитаже и Пушкинском открылись финальные выставки грандиозного тура, посвященного импрессионистам и постимпрессионистам из дореволюционных коллекций Щукина и Морозова
27.06.2022
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
7
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+