18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В петербургском Доме радио проходит «Летняя выставка»

Проект представил мировых звезд: Билла Виолу, Мэта Коллишоу и Пипилотти Рист, — а также классиков отечественного искусства, в том числе Илью Кабакова и Эрика Булатова

Первый совместный проект музыкального коллектива musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса (уже полтора года Дом радио — не только репетиционная база оркестра, но и междисциплинарный культурный центр, который сам Курентзис называет «византийским Баухаусом») и фонда Дмитрия Аксенова Aksenov Family Foundation. Список художников, чьи работы представлены на выставке, занявшей все шесть этажей Дома радио, по-настоящему впечатляет: здесь и звезды мирового видеоарта Билл Виола, Мэт Коллишоу и Пипилотти Рист, и классики отечественного искусства вроде Ильи Кабакова и Эрика Булатова, и представитель итальянского арте повера Яннис Кунеллис, и австрийский скульптор Эрвин Вурм, а также многие другие. Кураторами проекта выступили директор musicAeterna в России (по совместительству возглавляющий проект «Эрмитаж 20/21») Дмитрий Озерков и директор фонда Аксенова Виктория Кондрашова. Как сообщают организаторы в пресс-релизе, прообразом «Летней выставки» стала британская Summer Exhibition — самая продолжительная в мире (с 1769 года) регулярная выставка-ярмарка, которая проводится Королевской академией художеств в Лондоне, «особенностью которой является то, что большинство представленных на ней работ можно приобрести». Этой модели следует и «Летняя выставка» в Доме радио, организованная при участии международной ярмарки современного искусства viennacontemporary, еще одного детища Дмитрия Аксенова. Среди партнеров выставки числятся ведущие галереи современного искусства Москвы (Ovcharenko, Artwin, «Ираги», Pop/off/art и Syntax) и Петербурга (Галерея Марины Гисич, Anna Nova и Myth gallery).

Конечно, речь идет не о работе, например, Билла Виолы из серии «Мученики», которую в Доме радио показывает ГМИИ им. А.С.Пушкина (где совсем недавно прошла выставка «Билл Виола. Путешествие души») в рамках специального совместного проекта направления «Пушкинский XXI» и musicAeterna. По-видимому, коммерческая часть проекта представлена на первом этаже, в трех залах с отдельным входом с Малой Садовой улицы. Здесь можно увидеть (и приобрести) работы Тани Ахметгалиевой, Сергея Браткова, Эрика Булатова, Эрвина Вурма, Ильи Кабакова, Валерия Кошлякова и Лизы Бобковой. Вероятно, ставка была сделана на высокопоставленных и состоятельных гостей ПМЭФ-2021 (проект был включен в официальную культурную программу форума, а вернисаж вечером 3 июня стал заметным событием светской программы той насыщенной недели в Петербурге).

Инсталляции и видеоарт (видимо, некоммерческая часть проекта) размещены в студиях и репетиционных классах на верхних этажах легендарного здания. Две части экспозиции не слишком монтируются между собой, хотя Дмитрий Озерков называет общими темами выставки «музыку, память и лето». Удобней всего подняться на стареньком лифте на шестой этаж и постепенно спускаться вниз, заглядывая в открытые для публики помещения. Впрочем, посмотреть выставку можно только в составе организованной группы. Экскурсии проводят каждый час с 12:00 до 18:00.

Несколько слов о локации, потому что «Летняя выставка» — это еще и отличная возможность осмотреть памятник архитектуры начала ХХ века. Роскошное неоклассическое палаццо в самом центре, на Итальянской улице, было спроектировано архитекторами братьями Косяковыми для Благородного собрания Санкт-Петербурга. По назначению построенное в 1912–1914 годах здание послужило недолго, в годы Первой мировой войны там размещался лазарет, а после революции 1917 года — последовательно организация «Пролетарская культура», кинотеатр «Колосс» и с 1933 года Ленинградское радио, которое не прерывало свое вещание отсюда даже в годы блокады. «Нигде радио не значило так много, как в нашем городе в дни войны», — вспоминала Ольга Берггольц.

Роскошные мраморные лестницы соседствуют здесь с обветшалыми студиями звукозаписи позднесоветского времени, а помпейские росписи — с барельефами, изображающими профили Ленина и Маркса. Лучше всего это пространство, словно зависшее между эпохами, подходит для демонстрации видео лауреата Премии Кандинского Полины Канис «Смена» на четвертом этаже. Действие разворачивается в некоем закрытом заведении — это отдельно не проговаривается, но более всего это напоминает именно советское учреждение, вот и Дом радио был (или остается?) таким. Чем именно заняты его сотрудники, остается загадкой, но зритель может понять, что это некие монотонные и повторяющиеся действия, которые будто бы должны вытеснить желания и эмоции. Со спокойным видеоповествованием Полины Канис контрастируют провокативные, словно демонстрируемые в ускоренном режиме работы Пипилотти Рист, швейцарской художницы, пионера видеоарта и арт-феминизма.

А самые эффектные работы этой выставки — все-таки занавес Янниса Кунеллиса для постановки оперы «Носферату» musicAeterna в Перми и видеоинсталляция британца Мэта Коллишоу «Эхолокация». Просторный и темный зал Дома радио с прекрасной акустикой — идеальное пространство для его видеопроекции. В апреле этого года Коллишоу, которого называют одним из главных художников движения YBA (Young British Artists), представил «Эхолокацию» в одном из лондонских подземных переходов. За полетом летучей мыши под сводами фантомного готического храма (воссозданной с помощью современных технологий и компьютерной графики церкви Всех Святых в Кингстон-апон-Темс, где в древности короновали первых английских королей) можно наблюдать вечно. Впечатляющая картинка, которая снята как будто бы с помощью приборов ночного видения, дополняется потрясающим симфоническим саундтреком.

Дом радио
Летняя выставка
До 20 июня

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+