Произведения XIII–XIV веков из Умбрии показывают в Эрмитаже

№92, июнь 2021
№92
Материал из газеты

Эрмитаж чествует искусство Средневековья и Проторенессанса из Перуджи на выставке шедевров из собрания Национальной галереи Умбрии

Мастер Святого Франциска. Двусторонний процессионный крест. 1270–1280. Фото: The Galleria Nazionale dell'Umbria
Мастер Святого Франциска. Двусторонний процессионный крест. 1270–1280.
Фото: The Galleria Nazionale dell'Umbria

Выставка — абсолютная противоположность проекту «Линия Рафаэля». То была 500-летняя история европейского искусства во всей полноте взаимовлияний, диалогов и перекличек. От публики требовалось немало усилий, чтобы все это осознать. Сейчас ей предложено не спеша, не обязательно в хронологическом порядке созерцать гениев чистой итальянской красоты. Всего 40 произведений XIII–XIV веков. Образом проекта стала «Мадонна с Младенцем» (1330–1340), созданная Мастером Мадонны из Перуджи, ­— шедевр на все времена. Между Эрмитажем и Национальной галереей Умбрии (которая как раз закрыла на реставрацию залы, где выставлены средневековые произведения) действует договор о сотрудничестве. Сочетание этих двух факторов позволило привезти в Петербург самые показательные полиптихи, выполненные на дереве. Их перемещают крайне редко. В 2022 году эрмитажный Проторенессанс планируется показать в Перудже.

Средневековое итальянское искусство долгое время находилось в глубокой тени Высокого Возрождения. Модным его сделали в середине позапрошлого века назарейцы и прерафаэлиты. В России этим искусством интересовались граф Григорий Строганов, владевший домом в центре Рима, и великая княжна Мария Николаевна, купившая виллу «Кварто» близ Флоренции. Часть их собраний позже была подарена Эрмитажу.

Среди лучшего на умбрийской выставке Зоя Купцова, ее куратор, называет фрагменты доссале (прообраз алтаря): «Снятие с Креста», «Оплакивание», «Святые», а также двусторонний процессионный крест. Оба созданы в 1270–1280 годах Мастером Святого Франциска, связанным с базиликой в Ассизи. Это самые ранние из сохранившихся церковных произведений, они являются раритетом даже для Италии.

Дуччо ди Буонинсенья. «Мадонна с Младенцем». 1300–1305. Фото: The Galleria Nazionale dell'Umbria
Дуччо ди Буонинсенья. «Мадонна с Младенцем». 1300–1305.
Фото: The Galleria Nazionale dell'Umbria

Икона «Мадонна с Младенцем» написана в 1300–1305 годах сиенским художником Дуччо ди Буонинсенья. От него берет начало поздне­средневековая итальянская традиция: Симоне Мартини («Мадонна» из Эрмитажа), Пьетро Лоренцетти («Распятие» в Ассизи), Джентиле да Фабриано («Поклонение волхвов» из Уффици).

Скульптура представлена работой Арнольфо ди Камбио — это мраморный рельеф, который являлся фрагментом фонтана. Другая мраморная скульптура, неизвестного мастера, изображает святого Лаврентия. Когда-то она украшала главный фасад Дворца приоров, теперь на фасаде установлена копия.

Дизайн выставки разработан архитектором Виталием Королевым и отсылает к образу средневековой Перуджи. Впрочем, историческая часть города с тех пор не сильно изменилась.

Еще одним доказательством того, что Проторенессанс вечен, будет участие произведений из эрмитажного собрания в планируемой выставке представителя арте повера Альберто Бурри в Главном штабе. Состоится диалог через семь веков.

Государственный Эрмитаж
Искусство Средневековья. Шедевры из собрания Национальной галереи Умбрии (Перуджа)
До 18 августа

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Королева Елизавета II и ее предпочтения в искусстве
Платиновый юбилей, или 70-летие, царствования королевы Елизаветы II, пик празднований которого пришелся на июнь, привлек новую волну внимания к личности монарха, которому простительно быть выше вкуса
26.07.2022
Королева Елизавета II и ее предпочтения в искусстве
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+