18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Три лучших лота недели

Каждую неделю Татьяна Маркина выбирает на отечественных аукционах три самых интересных лота. На этой неделе — «Дети за чтением книги» Ивана Горохова, бравые «военные тарелки» и Русский Север в гравюрах и описаниях 1813 года.


Иван Горохов. «Дети за чтением книги». 1924

Трогательная в своей простоте и цельности картина написана малоизвестным художником, жизнь которого была столь же трогательна и проста. Выходец из крепостной семьи, он при поддержке своего помещика окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учителями у него были Иван Прянишников и Владимир Маковский, что очень заметно. Окончил отлично, но заработать живописью в Москве не смог — вернулся в родной подмосковный Можайск и так и прожил там, оброс семьей и детьми, постепенно добился признания (одну картину купил Иван Третьяков), вступил в Товарищество передвижных художественных выставок. Иван Горохов был очень трудолюбив: написал около 600 работ, притом что еще преподавал в Можайском реальном училище, а после революции перестроился на новую тематику. Портреты Ленина и Луначарского выглядят в его наследии столь же диковато, как и попадающиеся неожиданные почти заимствования то из Саврасова, то из Куинджи, то из Котарбинского. По-настоящему хорошо выходили у Горохова только жанры из крестьянского быта, и лучше всего — с детьми. По этим небольшим картинам с играющими, читающими, шалящими ребятишками видно, с каким наслаждением работал художник, как интересовали его эти дети и окружающие их детали небогатого быта.

«Антиквариум», 1 ноября (14:00), эстимейт $25–35 тыс.


  • Декоративная тарелка «5-й Уланский полк. 11-й Гусарский полк». ИФЗ, 1830-е
  • Декоративная тарелка «6-й Уланский полк. 1-й Уланский полк (унтерофицеры)». ИФЗ, 1830-е
  • Декоративная тарелка «Гвардейский кирасирский полк (унтерофицеры)». ИФЗ, 1830-е
  • Декоративная тарелка «4-я Артиллерийская бригада (горнист)». ИФЗ, 1830-е

Первые «военные тарелки» были сделаны на Императорском фарфоровом заводе еще в 1810-х годах; серия продолжалась почти столетие, до эпохи Николая II. Однако самыми знаменитыми стали выпуски 1830–1850-х годов, когда одинокие фигуры военных были заменены сложными и динамичными многофигурными изображениями, появился декоративный борт с золочеными гербами, знаменами и регалиями, и главное — для образцов стали использовать литографии Льва Белоусова, сделанные для грандиозного издания «Собрание мундиров Российской императорской армии» (СПб, 1830). Росписями занимались лучшие художники, а  правильность изображения деталей мундиров проверял сам император Николай I. Весь «военный фарфор» выпускался ограниченными тиражами и предназначался для российского императорского двора и царских подарков.

«Антиквариум», 1 ноября (14:00), эстимейт $25–40 тыс. (за каждую)


«Описание Архангельской губернии, ее городов и достопримечательных мест». СПб, 1813

Автор этой книги, впервые систематизировавшей и сведшей воедино знания о Русском Севере, — священник архангельского кафедрального собора Козьма Степанович Молчанов (1767–1812). Кроме несомненного исторического значения, это издание отличается высоким художественным качеством. Исполненные русскими граверами оттиски с генеральной картой Архангельской губернии, планом Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, планом самого Архангельска, видом города и, наконец, раскладным видом Соловецкого монастыря (65´34 см) заслуживают самого пристального внимания.

Аукционный дом «Империя», 1 ноября (12:00), эстимейт 60–80 тыс. руб.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+