Три самые интересные выставки недели

Испытание силы Яна Усмаря. Григорий Угрюмов
Испытание силы Яна Усмаря. Григорий Угрюмов

Русский перформанс за 100 лет в Музее современного искусства «Гараж», китайские художники в Еврейском музее, мастер исторической картины Григорий Угрюмов в Государственном Русском музее.

Выставка «Перформанс в России: картография истории» в «Гараже» — первый масштабный показ 100-летней истории перформанса от футуризма до радикальных художественных акций последних лет. Кураторы выставки, которая готовилась почти два года, разработали 12 маршрутов по разным темам: город, сценография, природа, звук и др. Впечатляет практически полный охват тем и имен. Здесь и анимационная реконструкция футуристической оперы «Победа над Солнцем» Михаила Матюшина, Алексея Кручёных и Казимира Малевича, и костюмы по эскизам Варвары Степановой к постановке 1922 года пьесы «Смерть Тарелкина», и видеодокументация акций арт-групп 1960–1980-х («Коллективные действия», «Гнездо», «Синие носы»), и вплоть до последних радикальных акций 2000-х. Впечатляет и дизайн экспозиции (архитектурное бюро FORM), выстроенный в форме двух динамично разворачивающихся ярусов. Всего на выставке можно увидеть 200 произведений из разных музейных собраний и частных коллекций.

Современное китайское искусство, популярное сегодня во всем мире, не частый гость в Москве. На выставке в Еврейском музее представлена одна из лучших частных коллекций — французов Доминик и Сильвиана Леви. Китайцев они начали коллекционировать с 2005 года, уже успев к тому времени приобрести картины таких известных западных авторов, как Роберт Раушенберг, Билл Виола, Хуан Вальдес. Приехав в Шанхай, они попали в мастерскую абстракциониста Динг Юя и увлеклись молодыми китайскими художниками. Сегодня в их коллекции около 150 работ (живопись, скульптура, инсталляции, видео) Ай Вэйвэя, Цао Фэя, Люй Вэя и других. «Произведения должны органично вписываться в традицию и в то же время находиться в диалоге с современным Китаем» — по такому принципу собиралась эта весьма зрелищная коллекция.

Судьба прославленного русского живописца рубежа XVIII–XIX веков Григория Угрюмова (1764–1823) типична для художника той эпохи. Происходил он из купеческого сословия, учился сначала в Воспитательном училище при Императорской академии художеств, а затем и в самой академии, которую окончил с золотой медалью и отправился на стажировку в Италию. После работал всю жизнь в академии, дослужившись до ректора исторической живописи, благодаря которой и вошел в историю русского искусства. Был любимым живописцем Екатерины II, Павла I и Александра I, выполняя их большие заказы для Троицкого собора Александро-Невской лавры, Казанского собора и Михайловского замка на темы из отечественной истории. В экспозиции, приуроченной к 250-летию Угрюмова, представлены живопись и графика из самого Русского музея и других музейных собраний.

Самое читаемое:
1
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
2
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
3
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
Что привлекает особое внимание на начавшей работу 59-й Венецианской биеннале современного искусства? Cвоими впечатлениями делится московская галеристка и куратор Елена Крылова, побывавшая на открытии
27.04.2022
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
4
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
5
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
6
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
Этот художник входил в важные инициативные группы и часто бывал в передовых авангардных рядах, но остался в тени более успешных сподвижников. Каталог его выставки демонстрирует те качества автора, которые ему и помогали, и мешали в творчестве
29.04.2022
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
7
Современные художники в исторических декорациях
Одним из самых ярких событий Венецианской биеннале стала выставка Ансельма Кифера во Дворце дожей. Вспоминаем, какие еще проекты современных художников показывали в исторических пространствах
29.04.2022
Современные художники в исторических декорациях
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+