18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Сыктывкар: ворота Русского Севера

№91
Материал из газеты

В 2021 году Республика Коми отмечает 100-летие своей государственности. Власти полны решимости сделать регион и его столицу привлекательными для искателей культурных впечатлений

Поездка на такси из аэропорта Сыктывкара до центра города займет пять минут. Неожиданная удача для «заядлых» урбанистов: здесь есть международный терминал аэропорта, а сам город настолько компактный, что для знакомства с ним не нужен транспорт.

Есть две точки зрения на столицу Республики Коми: одна — что это дитя советского времени, и город в основном состоит из хрущевок и брежневских панелек; другая, если изменить ракурс, — что мы имеем дело с жемчужиной Русского Севера. Сыктывкар, Архангельск и Вологда — форпосты особой цивилизации, сформировавшейся в суровых климатических условиях вдоль торговых путей — рек. В этих землях не было крепостного права, что, очевидно, должно было положительно сказаться на предприимчивости и вольнолюбии местного населения. Но вместе с этим Север много веков был местом ссылок, в XX веке — средоточием системы ГУЛАГа. Именно в Коми умер в 1953 году осужденный на десять лет лагерей искусствовед Николай Пунин. Между свободой и, образно говоря, обреченностью (по крайней мере на долгий зимний холод) и развивается местная культура.

Свое название Сыктывкар получил в 1930 году, до этого он именовался Усть-Сысольском, по имени полноводной реки, на берегах которой расположен. Императорский ему подарок — генеральный план застройки, как в Петербурге, — сделала в 1783 году Екатерина II. Семь широких улиц веером разошлись из одной точки в излучине Сысолы, их пересекли под прямым углом пять магистралей, образовав городскую сетку. Сейчас в «нулевой точке» — большой Кировский парк с вековыми березами. Регулярная планировка вместе с малоэтажной застройкой придают центру особое очарование.

Подлинные шедевры архитектуры Сыктывкара — двухэтажные деревянные дома. Их отличают простота форм, большие окна на фасаде и, судя по всему, высокие потолки внутри. Проекты типовых домов для провинциальных городов начали разрабатывать в Санкт-Петербурге и директивно рассылать по губерниям еще при Александре I, а строили их вплоть до 1930-х годов.

Облик центра во многом сформирован сталинским ампиром, но здесь он в уменьшенном, трех­этажном варианте, отчего имеет почти игрушечный вид. Первый в Сыктывкаре комфортабельный дом с отоплением был построен в 1939 году по проекту Феофании Тентюковой (1902–1981), первого в Коми архитектора-женщины, чью память тут чтут.

Дореволюционных каменных особняков сохранилось немного, в наиболее красивых, вдоль Коммунистической улицы, располагается Национальный музей — отделы этнографии, истории и природы. Самый же роскошный дом — здание бывшего духовного училища — отведен под Национальную галерею Коми.

В планетарном масштабе Республика Коми знаменита гигантским, нетронутым цивилизацией лесным массивом — самым большим в Европе, площадью 33 тыс. кв. км (включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО). В столице этого лесного царства меньше всего ожидаешь увидеть другие виды искусства, помимо этнографического, тем более западноевропейскую живопись XVIII–XIX веков. Своим художественным собранием местная картинная галерея обязана Даниилу Яновичу (1879–1940) — антропологу, этнографу, энтузиасту освоения Севера, репрессированному в эпоху Большого террора. Еще в 1920-е он добился перевода порядка 200 картин из числа национализированных художественных ценностей в Сыктывкар. Так в Национальную галерею попали работы  европейских пейзажистов XIX века, а также «Старик с бородой», предположительно работа венецианца Пьетро Беллотти (1627–1700). Присутствует в музее и русский авангард: ранний натюрморт (1912) Павла Кузнецова, «Беспредметность» (1915–1917) Михаила Матюшина, «Декоративный пейзаж» (1910-е) Константина Истомина и другое.

Шедевры старообрядческого искусства тоже есть, но их не так много, как можно ожидать (ведь именно в северо-восточные земли бежали ревнители старой веры с середины XVII столетия). Коллекция — деревянная скульптура, иконы, книги, литые кресты и складни XVII–XX веков — начала формироваться только в 1980-е годы, ее ядро составил дар этнографа Юрия Гагарина (1931–1980). Старообрядческое искусство перетекает в музеи медленно — это объясняется тем, что традиция жива, молельные дома работают, церковная утварь необходима каждый день. Старообрядческие праздники, например Петровщина (11–12 июля), имеют в Коми размах почти что новогодних торжеств.

Летом и осенью 2021 года Сыктывкар и другие города Коми ожидает беспрецедентное событие — международная биеннале современного искусства, приуроченная к 100-летию республики. Ее вдохновитель — президент Национальной галереи, известный коллекционер, французский подданный Пьер-Кристиан Броше. В середине лета дюжина топовых contemporary artists из Европы приедут в Республику Коми работать, а в августе сделают итоговую выставку. В преддверии биеннале в Сыктывкаре покажет свою коллекцию известный телеведущий Андрей Малахов.

К слову, коми культура уже сыграла свою роль в становлении нового искусства. В далеком 1889 году местные земли посетил 22-летний студент-юрист Василий Кандинский. Он вспоминал, что ехал на Север как на другую планету. Это путешествие вкупе с другими обстоятельствами подвигло Кандинского сменить профессию и стать художником. Сегодня 200-километровый маршрут Кандинского на восток от Сыктывкара до деревни Керчомъя превращен в экскурсию. По дороге туристам показывают и легендарный Троице-Стефано-Ульяновский монастырь, основанный в 1396 году святителем Стефаном Пермским, крестившим народы коми в православную веру. В самой деревне Керчомъя колоритные, в национальных одеждах девушки поют песни, кормят пирогами и рассказывают о Кандинском как о родственнике. 

Уже сейчас начал работать сайт www.100let.rkomi.ru, на котором публикуется информация о юбилейных мероприятиях к 100-летию республики.  


Музей Морозова

Иван Морозов (1924–1987) — легендарный первый секретарь обкома партии Коми АССР (1965–1987). При нем республика пережила расцвет, население увеличилось до 1,25 млн человек (за последующие 30 лет оно уменьшилось на треть). В 2004-м в центре города построили точную копию деревянного дома родителей Морозова из села Межадор, открыли мемориальную экспозицию и класс для образовательных программ. Музей дает представление о северной избе с ее низкими потолками, небольшими окнами и емким внутренним пространством. 
www.museumkomi.ru 


Этнографический отдел Национального музея

Отдел располагается в бывшем торговом доме братьев Дербеневых (рубеж XIX–XX вв.). Экспозиция «Традиционная культура коми в обрядах жизненного цикла конца XIX — начала XX вв.» дает представление, как вели хозяйство, во что одевались, как выходили замуж, рожали детей, отпевали усопших местные жители. В залах можно увидеть костюмы этнических групп коми, предметы домашнего быта, охотничьего снаряжения, образцы вязания, вышивки и ткачества, богатейшую коллекцию резных и расписных прялок, которые когда-то вдохновили Василия Кандинского.
www.museumkomi.ru


Пожарная каланча

Визитная карточка Сыктывкара — пожарная каланча (1907). Нынешний вид она приобрела в 1975-м, когда построили новый гараж для машин, а историческое здание деликатно подправили: башню накрыли шатром с флюгером, фасад покрасили в белый и красный цвета и тем самым подчеркнули его архитектонику, над входом установили куранты, и они до сих пор играют песню композитора Якова Перепелицы о Сыктывкаре. Автором реконструкции стал Альберт Ракин (1939–2020), заслуженный архитектор РФ, построивший в республике более 50 объектов.
www.cultmap.nbrkomi.ru


Маньпупунёр

Одно из российских семи чудес света — 30–40-метровые каменные столбы Маньпупунёр, результат выветривания горной породы на высоком плато. Это место силы, священное для народов манси и коми, его статус отдаленно схож с положением Стоунхенджа в Британии. Добираются на перекладных: вначале самолетом, затем автобусом или машиной до поселка Троицко-Печорский. Финальный отрезок можно пролететь на вертолете, сплавиться по реке и пройти пешком по лесу (в этом случае маршрут, пролегающий через перевал Дятлова, растянется на несколько недель).
www.pechora-reserve.ru

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+