18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ули Сигг объединил две Кореи

№91
Материал из газеты

«Протесты будут», — уверен швейцарский коллекционер, организовавший выставку корейского искусства, созданного по обеим сторонам границы

Первый раз швейцарский коллекционер искусства Ули Сигг побывал в Северной Корее в 1980-х годах как сотрудник корпорации Schindler. В 1995 году он приехал туда уже в качестве посла Швейцарии и стал единственным зарубежным коллекционером, получившим разрешение покупать произведения, на которых изображены руководители северокорейского государства, в том числе Ким Ир Сен и Ким Чен Ир на фоне образцов ракетного арсенала страны.

Собрание корейского искусства Сигга, объединившее работы художников из Северной и Южной Кореи, с конца апреля экспонируется в Художественном музее Берна на политически неоднозначной выставке «Пересечения границы». Границу между двумя Кореями, представляющую собой зону колючей проволоки и противотанковых заграждений протяженностью 250 км, пересечь невозможно, но выставка приглашает хотя бы к культурному диалогу между двумя этими странами, врагами и ближайшими родственниками одновременно.

Художественный музей Берна и Сигг нарушают табу на экспонирование искусства двух Корей бок о бок. Куратор Кэтлин Бюлер рассказывает, что в Южной Корее действуют ограничения на демонстрацию и приобретение северокорейского искусства, а в Северной Корее южнокорейское искусство, как и любое искусство не из официально разрешенных источников, запрещено полностью. По словам Бюлер, приглашение на экскурсию по выставке накануне ее открытия получили официальные лица обеих стран. «Протесты будут, их следует ожидать», — говорит Сигг.

Еще в тот период, когда он был сотрудником фирмы, поставлявшей в Северную Корею лифты, Сигг посетил Национальный музей в Пхеньяне, где на двух этажах прославляется военная и политическая мощь страны и демонстрируются образы ее вождей. «К этому времени я уже видел социалистический реализм в Китае и в России, так что мне было интересно взглянуть на его северокорейскую версию, — рассказывает он. — Меня очаровал этот крайне эмоциональный вариант соцреализма. Это были те же самые идеи, высказанные очень похожим языком, но они пошли еще дальше в том, что касается эмоциональности, в выражениях лиц».

Став послом Швейцарии в Северной Корее и позднее, посещая страну в качестве гостя правительства, Сигг использовал официальные контакты, чтобы связаться с двумя северокорейскими художественными кооперативами — «Мансудэ» и «Гора Пэкту». Сначала ему отказали, сославшись на то, что он не имеет права приобретать портреты членов семьи Ким, поскольку они считаются национальным достоянием и могут висеть только в государственных учреждениях. Однако благодаря настойчивости и связям в правительстве Сигг в конце концов смог купить желанные работы.

На определенном этапе власти Северной Кореи, как вспоминает коллекционер, даже предложили ему построить в стране музей и «сыграть роль, сходную с той, которую я сыграл для современного искусства Китая». В 2012 году он передал около 1,5 тыс. работ в дар недавно основанному музею современного искусства M+ в гонконгском районе Западный Коулун. Однако предложение Северной Кореи Сигг отклонил, поскольку, по его словам, «оно превосходило мои возможности».

Теперь произведения северокорейского соцреализма из коллекции Сигга представлены рядом с работами южнокорейских художников, разрабатывающих тему разделения полуострова. В выставке также участвуют китайские художники, в том числе Ван Гофэн, фотографировавший прославляющие режим военные парады во время поездок в Северную Корею в 2012 и 2013 годах.

Кроме того, в экспозицию вошли вышивки южнокорейской художницы Кёнга Хам, изготовленные в Северной Корее. При помощи китайских посредников она связалась с текстильной фабрикой в Северной Корее и заказала производство продукции по эскизам, в которых зашифровала сообщения для мастериц, такие как мотив ядерного гриба. На это ее вдохновила северокорейская пропагандистская листовка, найденная ею у своего дома. Как рассказывает Кёнга Хам, проект стал попыткой «донести художественное послание и установить связи с неизвестными мне людьми из Северной Кореи». В каталоге выставки говорится, что для воплощения идеи ей пришлось обращаться к контрабандистам и посредникам, которые требовали взяток или попросту исчезали. 

По словам художницы, «все это было похоже на шпионский фильм». 

Художественный музей Берна
Пересечения границы. Искусство Северной и Южной Кореи из коллекции Сигга
До 5 сентября

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+