18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Президент Чикутто спасает Венецию

№91
Материал из газеты

Новый руководитель Венецианской биеннале Роберто Чикутто хочет спасти город от экономического ущерба, нанесенного коронакризисом

Роберто Чикутто занимает пост президента Венецианской биеннале немногим более года, но уже взялся преобразовать эту почтенную организацию в нечто новое. Он торжественно обещал превратить Венецианскую биеннале (которая устраивает не только выставки искусства и архитектуры, но и кинофестиваль, и фестивали танца, музыки и театра) в круглогодичный исследовательский «хаб». Наконец, Чикутто намерен помочь спасению Венеции от экономического кризиса.

Проработав десять лет руководителем института кинематографии Италии Instituto Luce — Cinecittà, в январе 2020 года Чикутто занял пост президента Венецианской биеннале вместо Паоло Баратты, возглавлявшего ее 12 лет. Начало было нелегким. Из-за пандемии Чикутто был вынужден перенести на год Архитектурную биеннале (соответственно, сдвинув художественную), и, хотя кинофестиваль, фестивали танца, музыки и театра были проведены по графику, рецессия явно неизбежна.

Сразу после того, как была отложена архитектурная выставка, Чикутто инициировал проект «Беспокойные музы», который совместно курировали директора шести департаментов биеннале. Используя архивные материалы, кураторы рассмотрели 125-летнюю историю биеннале в социальном контексте, от фашизма до холодной войны и затем до начала глобализации.

Пандемия сократила доходы Венеции от туристической индустрии (обычно они составляли €3,3 млрд в год). Будущее жителей исторического центра города, количество которых уменьшилось с 175 тыс. в 1950-е годы до приблизительно 50 тыс. сегодня, неясно. Чикутто уверен, что совместная разработка исследовательских программ художественными и академическими институциями Венеции может способствовать привлечению в город талантов и инвестиций, а также заселению исторического центра и диверсификации венецианской экономики. «Любой, кто приезжает сюда знакомиться с современным искусством, также может сходить, например, на концерт барочной музыки. Такие возможности делают наш город чрезвычайно привлекательным», — считает он.

Первым пунктом в плане Чикутто является перенос Исторического архива современного искусства (ASAC) — хранилища плакатов, каталогов, фотографий, документов и мульти-медийных материалов всех биеннале, начиная с первой в 1895 году, — из здания на материке в районе Порто-Маргера в исторический центр, а именно в Арсенал, где уже много лет проводятся выставки. Биеннале получила государственный грант в €20 млн, который будет использован на преобразование территории площадью 8,2 тыс. кв. м, обрамляющей выставочное пространство Кордерие, в «хаб» — центр, где разместятся архив, конференц-залы и помещения для встреч и консультаций, реставрационные мастерские. Чикутто надеется, что этот план будет реализован за два года.

Деятельность 140 государственных и частных художественных институций Венеции тесно связана с экономикой города. По мнению президента Венецианской биеннале, перенос архива на новое место будет стимулировать междисциплинарные исследования, программы арт-резиденций и проведение выставок на важные для города темы. Художественные организации по всему миру воспринимают пандемию как возможность отказаться от старых моделей и найти новые методы работы, но Роберто Чикутто обеспокоен тем, что еще один экономический спад может застопорить эти усилия. «Искусство страдает от бедности, люди забывают о добрых намерениях, когда хотят есть», — говорит он. Чтобы ускорить ход работ, президент Венецианской биеннале инициировал исследование различных возможностей сотрудничества между культурными учреждениями Венеции. Проект пока находится в зачаточном состоянии, но биеннале уже провела переговоры с венецианской консерваторией и Академией художеств.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+