Тайное становится явным

В центре Москвы, в некогда секретном сталинском бункере, на глубине 43 метра под землей открылась выставка современного искусства Hidden Place

Бункер 703 был рассекречен лишь в 2018 году. Фото: Сергей Сериченко
Бункер 703 был рассекречен лишь в 2018 году.
Фото: Сергей Сериченко

Выставка Hidden Places, краткосрочная акция новоявленного некоммерческого фонда MaxArt, обречена на успех по причине, естественно, места. Кто же откажется побывать в тайном военном бункере, остроумно укрытом от глаз в самом центре Замоскворечья, под боком у конфетной фабрики «Рот Фронт», рядом с церковью Спаса Преображения во 2-м Новокузнецком переулке?! И даже честное предупреждение организаторов, что лифт в подземелье не работает и в преисподнюю надо будет спускаться и потом подниматься наверх самостоятельно, ногами, вряд ли способно кого-то остановить.

Надо сказать, что сам бункер, даже безотносительно представленного в нем искусства, производит впечатление. То ли низкие, подтекающие своды создают ощущение камеры пыток, то ли весь антураж (а внутри сохранились военные приборы и некоторая техника 1950-х годов), но вы словно попадаете в фильмы Алексея Германа о сталинской эпохе с их загадочной и гнетущей атмосферой. Это пространство удивительно антигуманно и бесчеловечно, и оно сохранилось до наших дней в идеально аутентичном виде.

Чтобы попасть на выставку, нужно спуститься на глубину 43 метра. Фото: Сергей Сериченко
Чтобы попасть на выставку, нужно спуститься на глубину 43 метра.
Фото: Сергей Сериченко

Бункер 703 разработали в 1950-е годы и сдали в эксплуатацию в 1961-м как тайное хранилище сверхсекретных государственных документов. Его строили по технологии метро и даже на глубине связали с технической веткой подземки. Разница лишь в том, что создатели решили не заморачиваться с внутренней отделкой, оставив открытыми брутальные бетонные конструкции, что усилило архитектурную выразительность. Засекреченный объект функционировал почти полвека, до 2008 года, потом он начал подтекать, его признали морально устаревшим, секретные документы из хранилищ эвакуировали и, в конце концов, по информации из открытых источников, передали на баланс некоей организации ветеранов силовых структур. С 2018 года бункер работает как музей, у него есть сайт, на котором, помимо экскурсий, предлагают «реализовать в уникальном подземном пространстве ваш собственный тематический праздник, съемку, лекцию или презентацию». Если же фантазии придумать праздник в бетонных застенках не хватит, то владельцы объекта готовы помочь. Так и пишут: «Можете доверить это нам».

Гости открытия выставки Hidden Places. Фото: Сергей Сериченко
Гости открытия выставки Hidden Places.
Фото: Сергей Сериченко

У Фонда развития и поддержки современного искусства MaxArt с фантазией все в порядке. Для выставки отобрали работы 30 художников, сделав микс из безусловных звезд типа дуэта Дубосарского и Виноградова и совсем юных художников, студентов Суриковки. И хотя куратор Полина Могилина говорит, что участники вдохновлялись гением места, произведения составляют с пространством резкий контраст. В очень традиционных холстах Евгения Дудникова, Алексея Дубинского, Полины Синяткиной царят такая живописная гармония и приятие жизни, что они легко впишутся в любой жилой интерьер. Большая работа Ирины Дрозд «Дом во время пандемии» — это действительно кукольный домик, только вместо Барби и Кенов населенный мутантами-пришельцами. Очень мирные уродцы: лежат на диване, пьют чай, смотрят телевизор. Работы crocodilePOWER (холст «Одиночество», скульптура Shatter) вызывают в памяти предшествующие аналоги — фантастическо-мистические опусы Малой Грузинской. Но в целом искусство нестрашное, нарядное и расслабленное. Самые, пожалуй, драматичные работы — две инсталляции. Одна — «Каскад» (2016) авторства группы «Синий суп»: ступени некоего подземного перехода заливает волна условной нефти. Вид черной приближающейся лавы парализует смотрящего. И вторая инсталляция (на выставке состоялась ее премьера) — голографический аудиовизуальный объект ROW коллектива Tundra: ритмично светящиеся кольца, поставленные друг за другом и образующие тоннель (проект трудно описать, его надо видеть).

Для выставки отобрали работы 30 художников. Фото: Сергей Сериченко
Для выставки отобрали работы 30 художников.
Фото: Сергей Сериченко

В общем, как бы современные художники ни старались, весомости и жесткости высказывания, которое бы перебило мрачную образность бункера, у них не получилось. Наверное, это и к лучшему. Это маркер гуманизации местного ландшафта. И надежда, что сколь бы силы тьмы над нами ни витали и каких бы бункеров ни строили, их застенки рано или поздно зальет вода, и они сгниют, и на их руинах будут резвиться дети. (Впрочем, выставочный эффект может иметь и ровно противоположную трактовку: сколько ни резвись, останешься в тюрьме.) К выставке подготовлена специальная программа с московской премьерой спектакля «Корова» по мотивам одноименного рассказа современного французского писателя Томаса Гюнцига режиссера Инги Воск.

Проект Hidden Places стал дебютом Фонда поддержки и развития современного искусства MaxArt, партнерами которого стали МГАХИ им. В.И.Сурикова, Московский музей современного искусства, галерея «Триумф», а патронами — деятели искусств, коллекционеры и меценаты, среди которых ректор МГАХИ им. В.И.Сурикова Анатолий Любавин, совладелец и управляющий партнер галереи «Триумф» Дмитрий Ханкин, российский бизнесмен Алексей Тайчер, коллекционер Алексей Верхотуров и другие.

Организация обещает развернуть образовательные и грантовые программы, открыть художественные резиденции. Помощь в реализации первого проекта  оказала компания Borjomi. В честь нее художники Евгения Воронова и Даниил Антропов сделали инсталляции Flow и «Источник жизни».

Hidden Places
Бункер 703, 2-й Новокузнецкий пер., 14, стр. 1
До 22 мая
Больше информации: www.maxart-foundation.com

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
5
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
6
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
Художник был привлечен к административной ответственности за уличные интервенции. По его словам, проектом «Опрозрачивание» он занимается более десяти лет, но прежде подобных ситуаций не возникало
07.12.2021
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
7
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+