18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тайное становится явным

В центре Москвы, в некогда секретном сталинском бункере, на глубине 43 метра под землей открылась выставка современного искусства Hidden Place

Бункер 703 был рассекречен лишь в 2018 году. Фото: Сергей Сериченко
Бункер 703 был рассекречен лишь в 2018 году.
Фото: Сергей Сериченко

Выставка Hidden Places, краткосрочная акция новоявленного некоммерческого фонда MaxArt, обречена на успех по причине, естественно, места. Кто же откажется побывать в тайном военном бункере, остроумно укрытом от глаз в самом центре Замоскворечья, под боком у конфетной фабрики «Рот Фронт», рядом с церковью Спаса Преображения во 2-м Новокузнецком переулке?! И даже честное предупреждение организаторов, что лифт в подземелье не работает и в преисподнюю надо будет спускаться и потом подниматься наверх самостоятельно, ногами, вряд ли способно кого-то остановить.

Надо сказать, что сам бункер, даже безотносительно представленного в нем искусства, производит впечатление. То ли низкие, подтекающие своды создают ощущение камеры пыток, то ли весь антураж (а внутри сохранились военные приборы и некоторая техника 1950-х годов), но вы словно попадаете в фильмы Алексея Германа о сталинской эпохе с их загадочной и гнетущей атмосферой. Это пространство удивительно антигуманно и бесчеловечно, и оно сохранилось до наших дней в идеально аутентичном виде.

Чтобы попасть на выставку, нужно спуститься на глубину 43 метра. Фото: Сергей Сериченко
Чтобы попасть на выставку, нужно спуститься на глубину 43 метра.
Фото: Сергей Сериченко

Бункер 703 разработали в 1950-е годы и сдали в эксплуатацию в 1961-м как тайное хранилище сверхсекретных государственных документов. Его строили по технологии метро и даже на глубине связали с технической веткой подземки. Разница лишь в том, что создатели решили не заморачиваться с внутренней отделкой, оставив открытыми брутальные бетонные конструкции, что усилило архитектурную выразительность. Засекреченный объект функционировал почти полвека, до 2008 года, потом он начал подтекать, его признали морально устаревшим, секретные документы из хранилищ эвакуировали и, в конце концов, по информации из открытых источников, передали на баланс некоей организации ветеранов силовых структур. С 2018 года бункер работает как музей, у него есть сайт, на котором, помимо экскурсий, предлагают «реализовать в уникальном подземном пространстве ваш собственный тематический праздник, съемку, лекцию или презентацию». Если же фантазии придумать праздник в бетонных застенках не хватит, то владельцы объекта готовы помочь. Так и пишут: «Можете доверить это нам».

Гости открытия выставки Hidden Places. Фото: Сергей Сериченко
Гости открытия выставки Hidden Places.
Фото: Сергей Сериченко

У Фонда развития и поддержки современного искусства MaxArt с фантазией все в порядке. Для выставки отобрали работы 30 художников, сделав микс из безусловных звезд типа дуэта Дубосарского и Виноградова и совсем юных художников, студентов Суриковки. И хотя куратор Полина Могилина говорит, что участники вдохновлялись гением места, произведения составляют с пространством резкий контраст. В очень традиционных холстах Евгения Дудникова, Алексея Дубинского, Полины Синяткиной царят такая живописная гармония и приятие жизни, что они легко впишутся в любой жилой интерьер. Большая работа Ирины Дрозд «Дом во время пандемии» — это действительно кукольный домик, только вместо Барби и Кенов населенный мутантами-пришельцами. Очень мирные уродцы: лежат на диване, пьют чай, смотрят телевизор. Работы crocodilePOWER (холст «Одиночество», скульптура Shatter) вызывают в памяти предшествующие аналоги — фантастическо-мистические опусы Малой Грузинской. Но в целом искусство нестрашное, нарядное и расслабленное. Самые, пожалуй, драматичные работы — две инсталляции. Одна — «Каскад» (2016) авторства группы «Синий суп»: ступени некоего подземного перехода заливает волна условной нефти. Вид черной приближающейся лавы парализует смотрящего. И вторая инсталляция (на выставке состоялась ее премьера) — голографический аудиовизуальный объект ROW коллектива Tundra: ритмично светящиеся кольца, поставленные друг за другом и образующие тоннель (проект трудно описать, его надо видеть).

Для выставки отобрали работы 30 художников. Фото: Сергей Сериченко
Для выставки отобрали работы 30 художников.
Фото: Сергей Сериченко

В общем, как бы современные художники ни старались, весомости и жесткости высказывания, которое бы перебило мрачную образность бункера, у них не получилось. Наверное, это и к лучшему. Это маркер гуманизации местного ландшафта. И надежда, что сколь бы силы тьмы над нами ни витали и каких бы бункеров ни строили, их застенки рано или поздно зальет вода, и они сгниют, и на их руинах будут резвиться дети. (Впрочем, выставочный эффект может иметь и ровно противоположную трактовку: сколько ни резвись, останешься в тюрьме.) К выставке подготовлена специальная программа с московской премьерой спектакля «Корова» по мотивам одноименного рассказа современного французского писателя Томаса Гюнцига режиссера Инги Воск.

Проект Hidden Places стал дебютом Фонда поддержки и развития современного искусства MaxArt, партнерами которого стали МГАХИ им. В.И.Сурикова, Московский музей современного искусства, галерея «Триумф», а патронами — деятели искусств, коллекционеры и меценаты, среди которых ректор МГАХИ им. В.И.Сурикова Анатолий Любавин, совладелец и управляющий партнер галереи «Триумф» Дмитрий Ханкин, российский бизнесмен Алексей Тайчер, коллекционер Алексей Верхотуров и другие.

Организация обещает развернуть образовательные и грантовые программы, открыть художественные резиденции. Помощь в реализации первого проекта  оказала компания Borjomi. В честь нее художники Евгения Воронова и Даниил Антропов сделали инсталляции Flow и «Источник жизни».

Hidden Places
Бункер 703, 2-й Новокузнецкий пер., 14, стр. 1
До 22 мая
Больше информации: www.maxart-foundation.com

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
5
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
6
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
7
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+