18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тайное становится явным

В центре Москвы, в некогда секретном сталинском бункере, на глубине 43 метра под землей открылась выставка современного искусства Hidden Place

Выставка Hidden Places, краткосрочная акция новоявленного некоммерческого фонда MaxArt, обречена на успех по причине, естественно, места. Кто же откажется побывать в тайном военном бункере, остроумно укрытом от глаз в самом центре Замоскворечья, под боком у конфетной фабрики «Рот Фронт», рядом с церковью Спаса Преображения во 2-м Новокузнецком переулке?! И даже честное предупреждение организаторов, что лифт в подземелье не работает и в преисподнюю надо будет спускаться и потом подниматься наверх самостоятельно, ногами, вряд ли способно кого-то остановить.

Надо сказать, что сам бункер, даже безотносительно представленного в нем искусства, производит впечатление. То ли низкие, подтекающие своды создают ощущение камеры пыток, то ли весь антураж (а внутри сохранились военные приборы и некоторая техника 1950-х годов), но вы словно попадаете в фильмы Алексея Германа о сталинской эпохе с их загадочной и гнетущей атмосферой. Это пространство удивительно антигуманно и бесчеловечно, и оно сохранилось до наших дней в идеально аутентичном виде.

Бункер 703 разработали в 1950-е годы и сдали в эксплуатацию в 1961-м как тайное хранилище сверхсекретных государственных документов. Его строили по технологии метро и даже на глубине связали с технической веткой подземки. Разница лишь в том, что создатели решили не заморачиваться с внутренней отделкой, оставив открытыми брутальные бетонные конструкции, что усилило архитектурную выразительность. Засекреченный объект функционировал почти полвека, до 2008 года, потом он начал подтекать, его признали морально устаревшим, секретные документы из хранилищ эвакуировали и, в конце концов, по информации из открытых источников, передали на баланс некоей организации ветеранов силовых структур. С 2018 года бункер работает как музей, у него есть сайт, на котором, помимо экскурсий, предлагают «реализовать в уникальном подземном пространстве ваш собственный тематический праздник, съемку, лекцию или презентацию». Если же фантазии придумать праздник в бетонных застенках не хватит, то владельцы объекта готовы помочь. Так и пишут: «Можете доверить это нам».

У Фонда развития и поддержки современного искусства MaxArt с фантазией все в порядке. Для выставки отобрали работы 30 художников, сделав микс из безусловных звезд типа дуэта Дубосарского и Виноградова и совсем юных художников, студентов Суриковки. И хотя куратор Полина Могилина говорит, что участники вдохновлялись гением места, произведения составляют с пространством резкий контраст. В очень традиционных холстах Евгения Дудникова, Алексея Дубинского, Полины Синяткиной царят такая живописная гармония и приятие жизни, что они легко впишутся в любой жилой интерьер. Большая работа Ирины Дрозд «Дом во время пандемии» — это действительно кукольный домик, только вместо Барби и Кенов населенный мутантами-пришельцами. Очень мирные уродцы: лежат на диване, пьют чай, смотрят телевизор. Работы crocodilePOWER (холст «Одиночество», скульптура Shatter) вызывают в памяти предшествующие аналоги — фантастическо-мистические опусы Малой Грузинской. Но в целом искусство нестрашное, нарядное и расслабленное. Самые, пожалуй, драматичные работы — две инсталляции. Одна — «Каскад» (2016) авторства группы «Синий суп»: ступени некоего подземного перехода заливает волна условной нефти. Вид черной приближающейся лавы парализует смотрящего. И вторая инсталляция (на выставке состоялась ее премьера) — голографический аудиовизуальный объект ROW коллектива Tundra: ритмично светящиеся кольца, поставленные друг за другом и образующие тоннель (проект трудно описать, его надо видеть).

В общем, как бы современные художники ни старались, весомости и жесткости высказывания, которое бы перебило мрачную образность бункера, у них не получилось. Наверное, это и к лучшему. Это маркер гуманизации местного ландшафта. И надежда, что сколь бы силы тьмы над нами ни витали и каких бы бункеров ни строили, их застенки рано или поздно зальет вода, и они сгниют, и на их руинах будут резвиться дети. (Впрочем, выставочный эффект может иметь и ровно противоположную трактовку: сколько ни резвись, останешься в тюрьме.) К выставке подготовлена специальная программа с московской премьерой спектакля «Корова» по мотивам одноименного рассказа современного французского писателя Томаса Гюнцига режиссера Инги Воск.

Проект Hidden Places стал дебютом Фонда поддержки и развития современного искусства MaxArt, партнерами которого стали МГАХИ им. В.И.Сурикова, Московский музей современного искусства, галерея «Триумф», а патронами — деятели искусств, коллекционеры и меценаты, среди которых ректор МГАХИ им. В.И.Сурикова Анатолий Любавин, совладелец и управляющий партнер галереи «Триумф» Дмитрий Ханкин, российский бизнесмен Алексей Тайчер, коллекционер Алексей Верхотуров и другие.

Организация обещает развернуть образовательные и грантовые программы, открыть художественные резиденции. Помощь в реализации первого проекта  оказала компания Borjomi. В честь нее художники Евгения Воронова и Даниил Антропов сделали инсталляции Flow и «Источник жизни».

Hidden Places
Бункер 703, 2-й Новокузнецкий пер., 14, стр. 1
До 22 мая
Больше информации: www.maxart-foundation.com

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+