Умер Таир Салахов

Патриарх российского искусства скончался в Германии в возрасте 92 лет. В историю советского искусства он вошел не только как живописец, но и как многолетний руководитель всесоюзного профсоюза художников, преподаватель и основатель художественной династии

Таир Салахов. Фото: Виктор Великжанин/ТАСС
Таир Салахов.
Фото: Виктор Великжанин/ТАСС

Молодой художник родом из Баку стал знаменит в эпоху оттепели, на рубеже 1950–1960-х годов. Его мощные картины, посвященные нефтяникам Каспия, отвечали запросу на обновление языка соцреализма и тогдашней новой этике, требовавшей от искусства честности и искренности. Таир Салахов оказался одной из ключевых фигур направления, которое получило название «суровый стиль» и уже к 1970-м годам стало магистральным в советском искусстве.

Таир Салахов. «Портрет композитора Кара Караева». 1960. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Таир Салахов. «Портрет композитора Кара Караева». 1960.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

В 1962 году работы художника были отправлены на Венецианскую биеннале представлять СССР и противопоставлять ценности реализма кунштюкам международного модернизма. Спустя четверть века Таир Салахов уже как первый секретарь Союза художников СССР (эту должность он занимал с 1973 по 1992 год) приложил немало сил, чтобы показать искусство своих прежних идеологических оппонентов соотечественникам. Так, во второй половине 1980-х в Центральном доме художника в Москве прошла целая череда выставок западных звезд — от Фрэнсиса Бэкона до Роберта Раушенберга. Среди портретов творческой интеллигенции, созданных Таиром Салаховым, есть и портрет американского поп-артиста — с ним Салахова связывали дружеские отношения, и не случайно Раушенберг согласился в 1990 году выставляться в Венеции в павильоне СССР вместе с дочерью Таира Теймуровича, юной авангардисткой Айдан Салаховой, и ее сверстниками-коллегами. Проект «Мы — Раушенбергу, Раушенберг — нам» стал одним из ярких манифестов новой, перестроечной культурной политики.

Таир Салахов. «Тебе, человечество!». 1961. Национальный музей искусств Азербайджана
Таир Салахов. «Тебе, человечество!». 1961. Национальный музей искусств Азербайджана

Сыну репрессированного и расстрелянного в 1937 году азербайджанского партработника удалось сделать блестящую карьеру, которой Таир Салахов был, очевидно, обязан не столько пресловутой «дружбе народов», позволявшей выходцам из республик занимать видные посты, но прежде всего своим личным качествам. Его проницательность и дипломатичность позволяли ему и избежать скандала в Манеже в 1962-м (накануне визита Хрущева он убрал с выставки свою шестиметровую картину «Тебе, человечество!»), и отстаивать интересы художественного цеха перед высшим партийным руководством. В интервью «Коммерсанту» в год своего 80-летия он вспоминал один из таких эпизодов, когда после Бульдозерной выставки его вызвали на ковер к Михаилу Суслову и он объяснял секретарю ЦК КПСС проблемы молодых выпускников творческих вузов.

Таир Салахов был награжден званием Героя Социалистического Труда, был лауреатом Государственной премии и обладателем множества почетных званий. Последние годы он исполнял должность вице-президента Российской академии художеств. На родине, в Азербайджане, он давно признан национальным героем — мастерская художника в старом городе в Баку была превращена в музей еще при жизни хозяина. Но не менее важен и его неофициальный статус: в лице своей дочери, известной галеристки и художницы Айдан Салаховой, которую он всегда поддерживал, он в каком-то смысле стал и отцом новейшего русского искусства.

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+