Арестованная в аэропорту Хитроу античная статуя возвращена в Ливию

Идентифицировать произведение искусства, нелегально вывезенное из Ливии, помогли сотрудники Британского музея

Сотрудники Британского музея Питер Джон Хиггс, глава департамента Греции и Рима, и Ханна Бултон, глава отдела по связям с общественностью, осматривают возвращенную статую в посольстве Ливии в Лондоне. Фото: PA Wire/PA Images/ТАСС
Сотрудники Британского музея Питер Джон Хиггс, глава департамента Греции и Рима, и Ханна Бултон, глава отдела по связям с общественностью, осматривают возвращенную статую в посольстве Ливии в Лондоне.
Фото: PA Wire/PA Images/ТАСС

Статуя, нелегально вывезенная из Ливии, была передана посольству Ливии в Лондоне после того, как эксперты Британского музея помогли ее идентифицировать. Погребальная скульптура была задержана пограничниками в аэропорту Хитроу в Лондоне несколько лет назад во время незаконного ввоза в Великобританию.

Она была добыта «черными археологами» в Кирене на северо-востоке страны — богатом археологическими находками эллинистическом и римском поселении на ливийском побережье, которое в 2017 году включено ЮНЕСКО в список памятников всемирного наследия, находящихся под угрозой.

Скульптура, изображающая либо богиню Деметру, либо ее дочь Персефону, относится ко II веку до н.э. Некоторые эксперты считают, что подобные статуи имели погребальную функцию, в частности, по той причине, что они безноги, «не могут сбежать», и поэтому будут защищать умершего целую вечность.

Статуя была предположительно вывезена из Ливии во время войны, около 2011 года. В 2013 году эксперты из Британского музея были приглашены английскими властями с целью идентификации предмета. Они увидели, что мраморная поверхность скульптуры была достаточно чистой, что говорило о том, что она лишь недавно была извлечена из земли и не подвергалась атмосферным воздействиям. Этот тип статуи было относительно легко идентифицировать, поскольку их изготовление было ограничено мастерскими Кирены. В этом районе было найдено около 100 статуй этого типа, хотя в половине случаев сохранились только головы. Этот экземпляр редок по своей сохранности, а также благодаря изображенным атрибутам: змеиным браслетам на запястьях и вотиву в виде маленькой куклы в руке.

Сотрудники Британского музея немедленно проинформировали Управление по налоговым и таможенным сборам Великобритании о большой ценности арестованного предмета. В 2015 году эти эксперты выступили в качестве свидетелей на суде, принявшем решение о том, что скульптура принадлежит государству Ливия.

Пресс-секретарь Британского музея подчеркнул, что эта статуя, хотя физически находилась внутри музея, никогда не была частью его коллекции, а лишь находилась на экспертизе в рамках программы по выявлению и возвращению предметов, ввезенных в Великобританию для незаконной торговли. «С 2009 года мы помогли репатриировать более 2300 предметов старины в Афганистан, Узбекистан и Ирак», — говорится в заявлении музея.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+