Арестованная в аэропорту Хитроу античная статуя возвращена в Ливию

Идентифицировать произведение искусства, нелегально вывезенное из Ливии, помогли сотрудники Британского музея

Сотрудники Британского музея Питер Джон Хиггс, глава департамента Греции и Рима, и Ханна Бултон, глава отдела по связям с общественностью, осматривают возвращенную статую в посольстве Ливии в Лондоне. Фото: PA Wire/PA Images/ТАСС
Сотрудники Британского музея Питер Джон Хиггс, глава департамента Греции и Рима, и Ханна Бултон, глава отдела по связям с общественностью, осматривают возвращенную статую в посольстве Ливии в Лондоне.
Фото: PA Wire/PA Images/ТАСС

Статуя, нелегально вывезенная из Ливии, была передана посольству Ливии в Лондоне после того, как эксперты Британского музея помогли ее идентифицировать. Погребальная скульптура была задержана пограничниками в аэропорту Хитроу в Лондоне несколько лет назад во время незаконного ввоза в Великобританию.

Она была добыта «черными археологами» в Кирене на северо-востоке страны — богатом археологическими находками эллинистическом и римском поселении на ливийском побережье, которое в 2017 году включено ЮНЕСКО в список памятников всемирного наследия, находящихся под угрозой.

Скульптура, изображающая либо богиню Деметру, либо ее дочь Персефону, относится ко II веку до н.э. Некоторые эксперты считают, что подобные статуи имели погребальную функцию, в частности, по той причине, что они безноги, «не могут сбежать», и поэтому будут защищать умершего целую вечность.

Статуя была предположительно вывезена из Ливии во время войны, около 2011 года. В 2013 году эксперты из Британского музея были приглашены английскими властями с целью идентификации предмета. Они увидели, что мраморная поверхность скульптуры была достаточно чистой, что говорило о том, что она лишь недавно была извлечена из земли и не подвергалась атмосферным воздействиям. Этот тип статуи было относительно легко идентифицировать, поскольку их изготовление было ограничено мастерскими Кирены. В этом районе было найдено около 100 статуй этого типа, хотя в половине случаев сохранились только головы. Этот экземпляр редок по своей сохранности, а также благодаря изображенным атрибутам: змеиным браслетам на запястьях и вотиву в виде маленькой куклы в руке.

Сотрудники Британского музея немедленно проинформировали Управление по налоговым и таможенным сборам Великобритании о большой ценности арестованного предмета. В 2015 году эти эксперты выступили в качестве свидетелей на суде, принявшем решение о том, что скульптура принадлежит государству Ливия.

Пресс-секретарь Британского музея подчеркнул, что эта статуя, хотя физически находилась внутри музея, никогда не была частью его коллекции, а лишь находилась на экспертизе в рамках программы по выявлению и возвращению предметов, ввезенных в Великобританию для незаконной торговли. «С 2009 года мы помогли репатриировать более 2300 предметов старины в Афганистан, Узбекистан и Ирак», — говорится в заявлении музея.

Самое читаемое:
1
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
Очередная крупная выставка в Государственной Третьяковской галерее расскажет о полузабытом академисте и любви XIX века к античности, а также о том, насколько эта любовь остается стойкой и в наши дни
26.04.2022
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
2
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
Любимая импрессионистами церковь Сен-Валери в Нормандии, которую писал Клод Моне и рядом с которой похоронен Жорж Брак, рискует соскользнуть в море: меловые скалы неумолимо осыпаются
26.04.2022
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
3
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
4
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
5
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
Что привлекает особое внимание на начавшей работу 59-й Венецианской биеннале современного искусства? Cвоими впечатлениями делится московская галеристка и куратор Елена Крылова, побывавшая на открытии
27.04.2022
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
6
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
7
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+