18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Анна Гвасалия-Овчаренко: «Давайте работать, давайте конкурировать, это обязательно приведет к результату!»

Анна Гвасалия-Овчаренко, директор арт-шоу DA!MOSCOW, которое пройдет в Фонде культуры «Екатерина» с 19 по 23 мая, рассказала о том, что организаторы и галереи — участницы ярмарки приготовили для посетителей

Первый вопрос все-таки про DA!MOSCOW два года назад: как вы как организаторы оцениваете результаты первого арт-шоу? Какие выводы были сделаны?

Так получилось, что мы с дебютом DA!MOSCOW в 2019 году в Гостином Дворе завели механизм конкуренции. «Как они посмели?», «Зачем Москве еще одна ярмарка?», «Это война!» — так встречала арт-тусовка нового игрока. А посмотрите на ситуацию сегодня: только в Гостином Дворе проходит ежегодно как минимум три ярмарки современного искусства. Отлично! Чем больше инициатив и организаторов, тем лучше. Нам нравится, когда конкуренты заимствуют наши идеи, мы еще напридумываем!

Первое арт-шоу DA!MOSCOW прошло на ура, галереи-участники, зрители и коллекционеры почувствовали профессиональный уровень организаторов и получили хорошие эмоции и впечатления. Продажи не разочаровали.

Конечно, мы наделали своих ошибок и в этом году будем их исправлять. Первым делом сменили площадку проведения и формат. В 2021 году DA!MOSCOW стало «бутиковым», переехало в Фонд культуры «Екатерина». Это место символично для истории российского арт-рынка, оно было открыто в 2007 году и с тех пор поддерживается усилиями известных коллекционеров Екатерины и Владимира Семенихиных. Они были одними из первых коллекционеров современного искусства в России, открыто показывали работы из своего собрания и рассказывали о принципах коллекционирования. За ними последовали многие. Так что надеемся, что легендарное место и аура его патронов помогут успеху арт-шоу.

В чем отличие DA!MOSCOW от других ярмарок? Почему вам важно позиционироваться как арт-шоу?

Нам нравится слово «арт-шоу» в названии, это позволяет дистанцироваться от укоренившихся в памяти ярмарок меда и «черкизонов». С другой стороны, мы много играем с разными проектами и разделами мероприятия.

В 2019-м представили проект «Золотой фонд», в нем собраны легендарные работы, настоящий готовый музей современного искусства: архив Андрея Монастырского, «Коммунальная кухня» Ильи Кабакова, лучшие работы Павла Пепперштейна, Семена Файбисовича, Владимира Янкилевского. Вошли в «Золотой фонд» и две работы с самой важной мировой выставки Documenta — инсталляция дуэта Комара и Меламида и мозаика «Художники — метростроевцам» Константина Звездочетова. Принцип отбора работ для «Золотого фонда» простой: то, без чего трудно представить историю современного российского искусства конца ХХ — начала ХХI века. Исходя из этого критерия, в этом году мы представляем на DA!MOSCOW программную живописную работу Тимура Новикова «СССР». Настоящий раритет! Эта коллекция продается целиком. Мы уверены в том, что в стране есть современные предприниматели, для которых открытие музея с постоянной коллекцией может стать делом жизни. Вписать свое имя в историю через искусство — красивый путь!

Сколько стоит такой «готовый музей»?

Сумма обсуждается с потенциальными партнерами. Так как цены на современное российское искусство пока не очень высокие, думаю, что, например, для участников российского списка Forbes это необременительная инвестиция.

А будет ли что-то на ярмарке для коллекционеров не из этого списка?

DA!MOSCOW демократична. Во-первых, галереи-участницы представят работы разного ценового диапазона, надеемся на высокий уровень и талантливые работы.

Есть максимально комфортный по уровню цен и уровню обслуживания DA!Store, он объединит три кураторских проекта Петра Белого, Олега Устинова и дуэта Цикаришвили и Энгельке. Постараемся создать дух супермаркета — с открытыми ценами, возможностью расплатиться на месте, с доставкой и упаковкой. Чем не арт-шоу? Искусство будет высокого уровня, очень хорошее, но думаю, за 25–30 тыс. руб. с торгом найдется произведение.

У нас есть и своя «Аллея звезд». В рамках нее будут представлены работы отечественных звезд современного искусства, возможно не имеющих постоянных галерей в России. Тем не менее без их шедевров не должен обходиться ни один смотр достижений в мире искусства. В этом году на «Аллее звезд» — работы дуэта Виноградова и Дубосарского, Валерия Кошлякова, Константина Звездочетова (его галерея не участвует в арт-шоу), Семена Файбисовича и Ивана Чуйкова. Работы при этом исторические, редкие, жемчужины вторичного рынка.

Несмотря на то что мы не называемся и не позиционируем себя как ярмарку, все равно важно понимать, что все, что здесь представлено, — все продается, абсолютно все. Не должно быть никаких сомнений и недоговорок — пришел, увидел и купил. Обойдемся и без представления частных коллекций, это не должно показываться в местах торговли искусством.

Как вы отбирали галереи для участия, какой был принцип?

Все галереи персонально приглашались нами к участию. Не все готовы рисковать. Площадка и формат новые. С другой стороны, и для нас важно единение галерей на площадке, поэтому и мы не всех приглашали. Интерес большой, на последнем этапе приходилось отказывать и друзьям. Мы довольны составом участников — получился хороший баланс между уважаемыми галеристами и молодыми именами.

Иногда получается реанимировать интерес, казалось бы, уже ушедшей в тень галереи к активной деятельности. В этом году мы пригласили Владимира Фролова, и в итоге он празднует 20-летие своей галереи с нами, участвуя в DA!MOSCOW.

Как директор ярмарки вы можете влиять на выставочную программу галерей-участниц?

Нет. Мы приглашаем галеристов и доверяем их профессионализму. Мы вообще рассчитываем на долгосрочное сотрудничество. Если мы подведем галеристов-участников или они нас, такое сотрудничество невозможно. У нас нет никаких ограничений по количеству художников на стенде, стараемся учитывать просьбы галеристов по их метражу и расположению. Если тебе стенд позволяет, представляй хоть 20 художников. У галереи «11.12», например, целый зал. Владелец галереи Саша Шаров всегда в первых рядах участников, у него максимальные возможности поэтому. Большой зал, много художников. Почему нет?

Среди тех 15 галерей, которые участвуют в этот раз, — все те же, что были в 2019-м, или появились новенькие?

Да, есть классные новички — Mirra Gallery, «Тираж 1/1» (Tirage Unique), Ilona-K и Владимир Фролов впервые с нами. Mirra и «Тираж 1/1» органично соединяют искусство и дизайн (как и галерея «Эритаж» Кристины Краснянской), зрителям это интересно. Ведь в конечном итоге искусство оказывается в пространствах жизни или работы. Там оно и встречается с предметами дизайна. Нам интересно этот симбиоз представить уже при покупке искусства.

И еще раз про продажи 2019 года: были ли какие-то крупные, воодушевляющие участников сделки?

Большинство галеристов были довольны. Значит, результат хороший. Мы и сами так оцениваем. Иначе не стали бы продолжать, тем более после непростого 2020 года. Он, конечно, внес серьезные коррективы как в жизнь людей, так и в происходящее на арт-рынке.

Несмотря на коронакризис, вы упоминали о том, что Vladey стал рекордсменом по объему продаж и количеству аукционов в 2020 году. Как так случилось?

Да, год был героический. Мы принимали решения на ходу, первыми в нашей индустрии отправили сотрудников на «удаленку», нам было важно сохранить здоровье и боевой дух уникального коллектива. Перешли на еженедельный график торгов, оперативно организовали дистанционное онлайн-участие в них и бесконтактную доставку покупок. И коллекционеры откликнулись. Появилось много новых покупателей, те, кто в карантинное время получил свободное время и возможность обратить внимание на искусство. Оказалась верной поговорка «Не хлебом единым жив человек». В итоге мы провели за год с начала пандемии и до окончания еженедельного ралли по субботам 39 аукционов, общая сумма продаж составила более €5 млн. Вау!

Такие истории останутся в памяти, как и рекордные продажи. Например, мировой рекорд аукционной продажи работы Валерия Кошлякова был установлен 28 ноября на Vladey — €162,5 тыс.

Тогда не могу не спросить вот о чем: этот не просто семейный бизнес, а империя, с точки зрения российского арт-рынка, и так включает одновременно и галерею Ovcharenko, и постоянно действующий аукцион Vladey (форматы, которые в мировой практике обычно воспринимаются как конкурирующие). Так вот, зачем вам понадобилось еще и ярмарку организовывать?

Аукцион, галерея, арт-шоу — как Владимир (Владимир Овчаренко, основатель Ovcharenko, Vladey и DA!MOSCOW. — Прим. ред.) и говорит в своих интервью, это просто разные инструменты для продажи. И я с ним согласна на 100%. Сегодня может лучше работать одно, завтра совсем другое. Мир не стоит на месте. Сейчас в Москве проходят уже несколько ярмарок современного искусства. Думаю, что без Владимира Овчаренко это было бы невозможно. Он стоял у истоков Cosmoscow, он же сделал DA!MOSCOW, по его стопам идут остальные. Я счастлива помогать ему, быть партнером. Мы делимся своими возможностями с другими галереями. Клиенты Vladey приглашаются на DA!MOSCOW, там участники смогут с ними познакомиться, предложить работы своих художников. Так мы привыкли работать. И не бояться конкуренции.

A не приводит ли такое разнообразие инструментов, сосредоточенных в одних руках, к конфликту интересов? Бывало ли в вашей практике так, что на Vladey, скажем, работы каких-то художников выставляются дешевле или дороже, чем в галереях, с которыми вы сотрудничаете? Не приходят ли галеристы с претензиями?

Всем не угодишь. Кто-то жалуется, но многие художники и галеристы благодарны. Используют наши возможности себе во благо. Результаты аукционов Vladey дают публичную оценку произведениям искусства, кому-то это не нравится. Некоторые считают, что удобнее в углу нашептать цену. Или «лоха развести» искусствоведческими мутными оценками. Хотя на словах такие критики могут выступать за «открытость рынка». Остается развести руками.

Мы получаем и много благодарностей. Особенно от художников. Есть и коллеги-галеристы с позитивной повесткой. Хвалят. Говорят, что если бы не Vladey, дела на нашем арт-рынке обстояли бы гораздо хуже.

Так что критика не критика, ребят, давайте все работать. Вместе, может быть, и не вместе, давайте конкурировать, это классно и приведет к какому-то результату. Идеального мира не существует.

То есть вам как бизнесу не мешает, что вы о трех головах: галерея, аукцион и еще ярмарка, — а, наоборот, помогает?

Мешает или помогает — я не так думаю об этом. Стимулирует определенно двигаться быстрее, дышать глубже. Если вы посмотрите, в 2020 году все перевернулось, в арт-мире было совсем нехорошо. Я не говорю про Россию, это немножко отдельная история, мы, наша экономика, наш рынок искусства сейчас существуем отдельно, к сожалению, и не можем себя сравнивать с ними никак, потому что мы полностью отделены, им совершенно неинтересно, что у нас здесь происходит.

Зато мы можем про них узнавать, читать, смотреть. Когда появилась новость, что галерея Perrotin будет делать свой аукцион, Владимиру начали зарубежные журналисты и коллеги присылать ссылки: а ты был первым, смотри. Ругали Vladey «Все по 100», говорили, что это такое, со €100 цена начинается, какой ужас, — а потом Christie's начал делать все по 100…

По крайней мере, я могу сказать, что к истории мировой мы можем быть причастны, что мы что-то сделали первыми, это важно понимать.

И последнее, оказавшись сегодня на монтаже DA!MOSCOW, увидела запакованные работы Эрвина Вурма. Это еще один спецпроект?

Зоркий глаз у вас. Да, это проект Moscow Calling представит работы мировой звезды, австрийского художника Эрвина Вурма. Искусство интернационально, пора налаживать мосты сотрудничества с остальным миром. И здесь лучше искусства строителя нет.

Работы Вурма тоже будет продаваться?

Да, конечно. Наш лозунг: «Искусство — покупать!»

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+