18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Насекомые тоже люди

№91
Материал из газеты

В России вышло первое исследование о Владиславе Старевиче — художнике и режиссере, породившем отечественную анимацию

Кукольные фильмы «Прекрасная Люканида» и «Месть кинематографического оператора» вошли в число первых российских кинокартин, успешно шедших в зарубежном прокате. А их автор Владислав Старевич (1882–1965) был одним из пионеров кукольной анимации в мире. Он снимал сначала в Ковно (Каунас), потом в Москве у Александра Ханжонкова, во время Первой мировой — для киноотдела Скобелевского комитета, затем в Ялте 1919 года, в разгар Гражданской войны, потом в Париже, куда уехал с семьей, в Берлине 1937 года — и снова в Париже. Работал он в анимации на протяжении 56 лет и снимал так, как другие дышат — всегда. Для этого ему нужны были только крохотная студия, камера, карандаши, клей, пластилин и... коллекция жуков.

В основе книги «Дрессировщик жуков. Владислав Старевич создает анимацию» — впервые вышедшая на русском монография «Эзоп ХХ века» (1989) польского историка кино Владислава Евсевицкого (перевод Дениса Вирена). Евсевицкий начал работать над книгой еще при жизни Старевича. Он общался с режиссером и его коллегами, а также использовал мемуары, написанные Владиславом Александровичем в эмиграции на польском. Если Евсевицкий дополняет и комментирует воспоминания своего героя, то историк кино Николай Изволов сопровождает публикацию каждой главы «Эзопа ХХ века» современным справочным аппаратом. Он выстраивает общую картину, уточняет датировки фильмов и выдвигает гипотезу о том, что первым роликом, снятым Старевичем «вслепую» (то есть без возможности проявить и посмотреть съемку), был фильм «Веселые сценки из жизни насекомых» (хранится в Госфильмофонде).

Структура книги отчасти определена главами монографии Евсевицкого. Здесь пять разделов с рассказом о детстве и юности режиссера, его первых кукольных фильмах, работе в игровом кино, жизни в эмиграции. Последняя глава «Вокруг Старевича» объединяет новые исследования о фильмах режиссера, рассказ об исследователях его творчества, интервью киноведа Кирилла Разлогова с внучкой главного героя Леоной Беатрис Мартен.

Этот художник принадлежит в равной степени культуре российской, польской, литовской, французской. В отличие от создателя игольчатой анимации Александра Алексеева, которого воспринимают как «французского режиссера с русскими корнями», Владислав Старевич, по выражению Павла Шведова, «сохранил дуальность» кинематографической культуры. В книгах по истории мирового кино о нем пишут в главах о «революции русской кинотеории», «вкладе Франции» (где выделяют прежде всего фильм «Рейнеке-лис»), «европейских индивидуалистах» и кино Восточной Европы.

Влияние разных традиций, уживавшихся на границах Российской империи (в Польше эти области называются «кресы»), сказалось на творчестве Старевича. Влияние русской культуры очевидно: блистательные экранизации «Страшной мести» и «Ночи перед Рождеством» Гоголя или поэмы Пушкина «Руслан и Людмила», где играл Иван Мозжухин, способны были собирать аншлаги в кинотеатрах даже зимой 1918 года. Его фильмы — отнюдь не на революционные темы — большевики возили на агитпоездах в 1920-х, чтобы привлечь публику. Не менее очевидно, что Старевич, чей отец был участником польского восстания, находился в сфере влияния культуры польской. Достаточно упомянуть фильм «Пан Tвардовский» по роману Юзефа Игнация Крашевского, снятый Старевичем по заказу Скобелевского комитета в 1916 году. Истории этого фильма посвящена очень интересная статья Малгожаты и Марека Хендрыковских.

Однако «дуальностью», заданной различными национальными культурами, не исчерпывается необычность феномена Старевича. Его талант аниматора был связан с даром карикатуриста, блестящего рисовальщика и тонкого, наблюдательного натуралиста. Это шло из семьи его деда Александра Валериана Легецкого, где Владислав воспитывался после ранней смерти матери. В доме обитала разная живность, в частности скворец, которому дед вечерами играл на флейте вальсы Шопена. В свою очередь, внучка Старевича вспоминала, как в Париже дедушка открывал окно и с ладоней кормил птиц крошками.

А главной его страстью были жуки и бабочки — они и стали первыми героями его киноработ. Дебютные фильмы Старевича были, как мы сейчас сказали бы, научно-популярными: они рассказывали о жизни животных в природе. Фильмы «Жизнь стрекозы» и «Скарабеи», увы несохранившиеся, были сняты на средства краеведческого музея Ковно в 1909 году. Для съемок, по-видимому, использовались живые насекомые. Но когда молодой кинематографист захотел снять борьбу жуков-рогачей, выяснилось, что яркий свет их пугает, «актеры» замирали и не шевелились. Так появилась идея снимать засушенных жуков, смазав их лапки воском и вставив в них проволоку.

Тимофей Левченко в статье «Насекомые в шутку и всерьез в фильмах Старевича. Комментарий энтомолога» не только подробно рассказывает об увлечении режиссера, но и прослеживает связь его персонажей «с особенностями поведения насекомых в природе, как это часто бывает в народных сказках о зверях и птицах». Левченко указывает, что имена главных героев фильма «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» позаимствованы из латинских названий представителей семейств рогачей Lucanidae и усачей Crambycidae.

Дистанция между кинематографом, рисованием и собиранием коллекций жуков и бабочек не столь велика, как может показаться. Михаил Ямпольский в статье «Старевич: мимика насекомых и культурная традиция», включенной в сборник, упоминает знаменитую книгу Жюля Мишле «Насекомое» и говорит о гравюрах Жана Гранвиля «Сцены частной и общественной жизни животных» как об одном из главных иконографических источников для режиссера. Трудно не согласиться с автором, что эти гравюры похожи «на эскизы или раскадровки к первым кукольным лентам Старевича».

Вообще, эту книгу очень интересно рассматривать — прежде всего благодаря богатству архивного материала. Визуальный ряд развивает параллельное повествование: тут и редкие фотографии, и кадры из фильмов, и факсимиле документов, писем, рисунков и карикатур Владислава Старевича. Среди последних — шарж на самого себя (1910), подписанный «Мухобой». Под этим псевдонимом художник публиковал карикатуры в юмористическом еженедельнике «Ковенское зеркало».

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+