18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эмираты вплотную занялись очередным мегапроектом

№91
Материал из газеты

Страна готова вновь сосредоточить внимание на грандиозных культурных инициативах

После открытия в 2017 году Лувра — Абу-Даби в здании, построенном по проекту француза Жана Нувеля, долго оставался нерешенным вопрос о том, какой именно из музеев и культурных институций, анонсированных правительством Объединенных Арабских Эмиратов еще в 2007 году, откроется следующим — если какой-то вообще откроется. Согласно первоначальному плану, все вместе они должны превратить остров Саадият в главный культурный кластер от Марокко до Китая.

Теперь точно известно, что это будет Национальный музей шейха Зайеда в здании, спроектированном в 2007–2010 годах британским архитектурным бюро Foster + Partners в виде комплекса с пятью высотными конструкциями из стекла, форма которых вдохновлена оперением на крыле сокола. У музея даже есть директор — австралийский археолог Питер Маги, назначение которого состоялось без лишней шумихи в июле 2019 года. С начала текущего года у институции появилась команда эмиратских музейных специалистов, а также директор по вопросам коллекций и кураторской работы. Эту должность заняла Элени Вассилика, ранее возглавлявшая Египетский музей в Турине. Строительные работы уже ведутся над уровнем земли, и Маги говорит, что планирование того, чем будут наполнены шесть этажей музея, продвинулось довольно существенно.

Однако Министерство культуры и туризма ОАЭ, отвечающее за этот проект, не готово давать обещаний по поводу даты его завершения, поскольку задержки в исполнении исходных планов 2007 года — больной вопрос. Лувр — Абу-Даби открылся на семь лет позже заявленного срока, введение в строй Национального музея шейха Зайеда должно было состояться еще в 2013 году, а открытие Музея Гуггенхайма в Абу-Даби с 2012-го перенесено на рубеж 2022–2023 годов. Что касается последнего проекта, то директор нью-йоркского Музея Гуггенхайма Ричард Армстронг отказывается от комментариев, а представитель Министерства культуры и туризма говорит, что многие из приобретенных для него произведений пока находятся во временном пользовании в региональных и зарубежных институциях.

Перенос сроков в основном был связан с ситуацией в мировой экономике (сначала с кризисом 2008 года, а позднее с пандемией ковида 2020-го), падением цен на нефть и вмешательством ОАЭ в войну в Йемене в 2015 году. Та война не только обходилась государству в $16 млрд в год, но и сыграла роль мощного эмоционального фактора, отвлекшего внимание от культурных амбиций Абу-Даби. К 2018 году она начала восприниматься как обуза, и в 2019-м Эмираты вывели войска из Йемена.

Предвестием возвращения страны к конструктивной политике стало заявление наследного принца Мухаммада ибн Зайеда, де-факто правителя эмирата Абу-Даби, сделанное 12 марта 2018 года. Он сообщил о принятии пакета мер по стимулированию экономики и выделении для этого средств в размере $13,6 млрд. Из них 35% должно быть направлено на то, чтобы превратить Абу-Даби в ведущий культурный центр. В марте 2019 года Саиф Гобаш, заместитель министра культуры и туризма, сообщил газете National, что работа над Национальным музеем шейха Зайеда и местным Музеем Гуггенхайма продолжается и что «все остальные проекты [на острове Саадият] выведены на полную мощность». По его словам, этот кластер ориентирован в первую очередь на туристов из Индии, Китая, России, Саудовской Аравии и на местный туристический рынок.

Археологическая перспектива

Питер Маги рассказал The Art Newspaper, что нижний этаж музея будет посвящен жизни и политической деятельности шейха Зайеда ибн Султана аль-Нахайяна (1918–2004), который объединил семь эмиратов в ОАЭ и стал первым президентом созданной в 1971 году страны. Основная же часть экспозиции начинается с истории региона. Наследный принц, как и некогда шейх Зайед, интересуется археологией, поэтому неудивительно, что директором музея стал именно археолог. Маги, работающий в Эмиратах уже 30 лет, говорит, что взаимодействие этого региона с остальным миром было гораздо активнее, чем принято считать. «Оно расширялось концентрическими кругами: сначала с территорией Персидского залива — около 7,5 тыс. лет назад, затем, через море, с Индийским субконтинентом — 5 тыс. лет назад; 3 тыс. лет назад, после одомашнивания верблюда — с Аравийским полуостровом; наконец, около 2 тыс. лет назад — со Средиземноморьем (мы находили на территории ОАЭ римское стекло)».

В экспозиции будут активно использоваться цифровые технологии, а хронологическая шкала не предполагает завершающей точки. Говоря об этом, Маги упоминает арабский спутник «Надежда», с февраля находящийся на орбите Марса. Целый отдел в музее будет посвящен исламу, с акцентом на религиозную толерантность.

Касаясь темы приобретений, директор сообщает лишь о том, что новый музей придерживается «многопланового подхода, рассматривая также возможность аренды экспонатов из крупных коллекций». В их число входит Британский музей, с которым Национальный музей шейха Зайеда сотрудничает с 2009-го, что в 2018 году привело к заключению договора. По его условиям Лондон будет за плату предоставлять объекты во временное пользование Абу-Даби, переименовав при этом одну из своих галерей в честь шейха Зайеда.

Еще одной важной темой в экспозиции станет экологическая устойчивость. В самом здании используется традиционный метод кондиционирования: его башни функционируют как приточные трубы и за счет своего рода «каминного эффекта» внутрь попадают охлаждающие потоки воздуха.

Музей шейха Зайеда будет не только национальным памятником и туристической достопримечательностью, но и объединит в себе функции архива, библиотеки и исследовательского центра. Все это адресовано и молодежи, и представителям старших поколений, с которыми Маги также намерен работать. «Это музей людей и для людей», — подчеркивает он. 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+