Эмираты вплотную занялись очередным мегапроектом

№91, май 2021
№91
Материал из газеты

Страна готова вновь сосредоточить внимание на грандиозных культурных инициативах

Облик нового комплекса Национального музея шейха Зайеда навеян формой оперения на крыльях сокола. Фото: Foster + Partners / Zayed National Museum
Облик нового комплекса Национального музея шейха Зайеда навеян формой оперения на крыльях сокола.
Фото: Foster + Partners / Zayed National Museum

После открытия в 2017 году Лувра — Абу-Даби в здании, построенном по проекту француза Жана Нувеля, долго оставался нерешенным вопрос о том, какой именно из музеев и культурных институций, анонсированных правительством Объединенных Арабских Эмиратов еще в 2007 году, откроется следующим — если какой-то вообще откроется. Согласно первоначальному плану, все вместе они должны превратить остров Саадият в главный культурный кластер от Марокко до Китая.

Теперь точно известно, что это будет Национальный музей шейха Зайеда в здании, спроектированном в 2007–2010 годах британским архитектурным бюро Foster + Partners в виде комплекса с пятью высотными конструкциями из стекла, форма которых вдохновлена оперением на крыле сокола. У музея даже есть директор — австралийский археолог Питер Маги, назначение которого состоялось без лишней шумихи в июле 2019 года. С начала текущего года у институции появилась команда эмиратских музейных специалистов, а также директор по вопросам коллекций и кураторской работы. Эту должность заняла Элени Вассилика, ранее возглавлявшая Египетский музей в Турине. Строительные работы уже ведутся над уровнем земли, и Маги говорит, что планирование того, чем будут наполнены шесть этажей музея, продвинулось довольно существенно.

Однако Министерство культуры и туризма ОАЭ, отвечающее за этот проект, не готово давать обещаний по поводу даты его завершения, поскольку задержки в исполнении исходных планов 2007 года — больной вопрос. Лувр — Абу-Даби открылся на семь лет позже заявленного срока, введение в строй Национального музея шейха Зайеда должно было состояться еще в 2013 году, а открытие Музея Гуггенхайма в Абу-Даби с 2012-го перенесено на рубеж 2022–2023 годов. Что касается последнего проекта, то директор нью-йоркского Музея Гуггенхайма Ричард Армстронг отказывается от комментариев, а представитель Министерства культуры и туризма говорит, что многие из приобретенных для него произведений пока находятся во временном пользовании в региональных и зарубежных институциях.

Перенос сроков в основном был связан с ситуацией в мировой экономике (сначала с кризисом 2008 года, а позднее с пандемией ковида 2020-го), падением цен на нефть и вмешательством ОАЭ в войну в Йемене в 2015 году. Та война не только обходилась государству в $16 млрд в год, но и сыграла роль мощного эмоционального фактора, отвлекшего внимание от культурных амбиций Абу-Даби. К 2018 году она начала восприниматься как обуза, и в 2019-м Эмираты вывели войска из Йемена.

Предвестием возвращения страны к конструктивной политике стало заявление наследного принца Мухаммада ибн Зайеда, де-факто правителя эмирата Абу-Даби, сделанное 12 марта 2018 года. Он сообщил о принятии пакета мер по стимулированию экономики и выделении для этого средств в размере $13,6 млрд. Из них 35% должно быть направлено на то, чтобы превратить Абу-Даби в ведущий культурный центр. В марте 2019 года Саиф Гобаш, заместитель министра культуры и туризма, сообщил газете National, что работа над Национальным музеем шейха Зайеда и местным Музеем Гуггенхайма продолжается и что «все остальные проекты [на острове Саадият] выведены на полную мощность». По его словам, этот кластер ориентирован в первую очередь на туристов из Индии, Китая, России, Саудовской Аравии и на местный туристический рынок.

Процесс строительства музейного комплекса. Фото: Foster + Partners / Zayed National Museum
Процесс строительства музейного комплекса.
Фото: Foster + Partners / Zayed National Museum

Археологическая перспектива

Питер Маги рассказал The Art Newspaper, что нижний этаж музея будет посвящен жизни и политической деятельности шейха Зайеда ибн Султана аль-Нахайяна (1918–2004), который объединил семь эмиратов в ОАЭ и стал первым президентом созданной в 1971 году страны. Основная же часть экспозиции начинается с истории региона. Наследный принц, как и некогда шейх Зайед, интересуется археологией, поэтому неудивительно, что директором музея стал именно археолог. Маги, работающий в Эмиратах уже 30 лет, говорит, что взаимодействие этого региона с остальным миром было гораздо активнее, чем принято считать. «Оно расширялось концентрическими кругами: сначала с территорией Персидского залива — около 7,5 тыс. лет назад, затем, через море, с Индийским субконтинентом — 5 тыс. лет назад; 3 тыс. лет назад, после одомашнивания верблюда — с Аравийским полуостровом; наконец, около 2 тыс. лет назад — со Средиземноморьем (мы находили на территории ОАЭ римское стекло)».

В экспозиции будут активно использоваться цифровые технологии, а хронологическая шкала не предполагает завершающей точки. Говоря об этом, Маги упоминает арабский спутник «Надежда», с февраля находящийся на орбите Марса. Целый отдел в музее будет посвящен исламу, с акцентом на религиозную толерантность.

Касаясь темы приобретений, директор сообщает лишь о том, что новый музей придерживается «многопланового подхода, рассматривая также возможность аренды экспонатов из крупных коллекций». В их число входит Британский музей, с которым Национальный музей шейха Зайеда сотрудничает с 2009-го, что в 2018 году привело к заключению договора. По его условиям Лондон будет за плату предоставлять объекты во временное пользование Абу-Даби, переименовав при этом одну из своих галерей в честь шейха Зайеда.

Еще одной важной темой в экспозиции станет экологическая устойчивость. В самом здании используется традиционный метод кондиционирования: его башни функционируют как приточные трубы и за счет своего рода «каминного эффекта» внутрь попадают охлаждающие потоки воздуха.

Музей шейха Зайеда будет не только национальным памятником и туристической достопримечательностью, но и объединит в себе функции архива, библиотеки и исследовательского центра. Все это адресовано и молодежи, и представителям старших поколений, с которыми Маги также намерен работать. «Это музей людей и для людей», — подчеркивает он. 

Самое читаемое:
1
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
Полотно Анны Лепорской страховой стоимостью 75 млн руб. подверглось нападению в екатеринбургском Ельцин Центре: неизвестный пририсовал шариковой ручкой глазки на абстрактных лицах двух фигур на картине. Полиция отказалась возбуждать уголовное дело
13.01.2022
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
2
Вскрытие смыслов: десять картин, кардинально поменявшихся после реставрации
Самые потрясающие случаи, когда после реставрации полотна начинают рассказывать совсем не ту историю, к которой мы привыкли: утраченные и возвращенные кит и Купидон, потертая веревка, превращение реальных моделей в святых и обратно, а также тайна любви на песке
21.01.2022
Вскрытие смыслов: десять картин, кардинально поменявшихся после реставрации
3
Самые значимые выставки и события 2022 года
Этот год в арт-мире обещает быть насыщенным. Нас ждут выставки-блокбастеры, старые и новые арт-ярмарки. Рассказываем о нескольких самых значимых событиях года
17.01.2022
Самые значимые выставки и события 2022 года
4
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
Бронзовая скульптура Иосифа Чайкова «Футболисты», отлитая в 1938 году для выставки в Нью-Йорке и 30 лет простоявшая на улице, после сложной четырехлетней реставрации возвратилась на постоянное место в зал № 15 Новой Третьяковки
10.01.2022
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
5
Ренессансный портрет Данте приобретен фондом российского миллиардера
Фонд Леонида Богуславского купил картину Бронзино и выставляет ее в Москве. Сумма сделки не разглашается
20.01.2022
Ренессансный портрет Данте приобретен фондом российского миллиардера
6
Музей русского лубка и наивного искусства борется против объединения с Галереей Ильи Глазунова
Деятели культуры опубликовали открытое письмо с просьбой отменить распоряжение о передаче московского музея в подчинение другому учреждению
19.01.2022
Музей русского лубка и наивного искусства борется против объединения с Галереей Ильи Глазунова
7
Генеральный директор фонда V–A–C Тереза Иароччи Мавика покидает свой пост
Она продолжит заниматься площадкой фонда V–A–С в Венеции в палаццо Дзаттере, где во время 59-й Венецианской биеннале представят проект «Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях»
28.12.2021
Генеральный директор фонда V–A–C Тереза Иароччи Мавика покидает свой пост
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+