РОСИЗО переосмысляет соцреализм на выставке в Новой Третьяковке

Выставка «Соцреализм. Метаморфозы. Советское искусство 1927–1987» предлагает еще один взгляд на советское наследие и демонстрирует не только канонические, но и малоизвестные произведения знаменитых художников

Подавляющее большинство работ на выставке «Соцреализм. Метаморфозы. Советское искусство 1927–1987» — а их около 220 — находятся в собрании РОСИЗО. Но, чтобы показать советское наследие в его многообразии и с неожиданной стороны, куратор Александра Харитонова обратилась к коллекциям нескольких региональных музеев. Произведения также предоставили Третьяковская галерея, Русский и Исторический музеи и другие. Примечательно, что многие работы — экспонаты грандиозной выставки «Индустрия социализма», прошедшей в 1939 году и объединившей более 1 тыс. произведений.

Фрагмент экспозиции. 1. Александр Самохвалов. «Вузовка». 1936–1937. 2. Вера Мухина. «Рабочий и колхозница». Модель скульптурной группы для павильона СССР на Всемирной выставке 1937 года в Париже. 1972. Фото: Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
Фрагмент экспозиции. 1. Александр Самохвалов. «Вузовка». 1936–1937. 2. Вера Мухина. «Рабочий и колхозница». Модель скульптурной группы для павильона СССР на Всемирной выставке 1937 года в Париже. 1972.
Фото: Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»

Экспозиция располагается в Центральном выставочном зале Союза художников России (на третьем этаже экс-ЦДХ, ныне — в Новой Третьяковке), считающего себя проводником идеалов советского искусства. В России и на Западе было довольно много выставок, переосмысляющих советское искусство, и проект РОСИЗО предлагает еще один взгляд.

Выставка выстроена хронологически и включает 12 разделов, в том числе «Вожди и мифы», «Индустрия социализма», «Советская женщина», «Война и память», «Союз республик. Новая этнография — новая экзотика», «Город vs деревня» и другие. Среди имен — Сергей Герасимов, Борис Голополосов, Александр Дейнека, Александр Лабас, Илья Машков, Вера Мухина, Дмитрий Налбандян, Татьяна Яблонская. На выставке представлена не только хрестоматия эпохи соцреализма. Куратор говорит, что при отборе экспонатов руководствовалась не громкими именами, а нетипичными, малоизвестными или вовсе неизвестными работами и в первую очередь здесь важны истории вещей и взаимодействие произведений между собой.

Фрагмент экспозиции. На переднем плане работа Сергея Коненкова «Василий Теркин». Фото: Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
Фрагмент экспозиции. На переднем плане работа Сергея Коненкова «Василий Теркин».
Фото: Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»

«Мне интересно начать этот разговор и начать пересмотр всего советского искусства и полярного разделения на Союз художников и неофициальное искусство. Оно мне кажется несколько искусственным, как и в американском искусстве разделение на абстрактный экспрессионизм и, например, регионалистов, потому что все это — взаимосвязанные вещи», — объясняет Александра Харитонова.

Так, вместо канонического «Письма с фронта» Александра Лактионова можно увидеть натюрморт «Доктор Айболит». В процессе подготовки выставки всплывали и интересные детали биографий. Например, один из художников, Николай Глущенко, в советское время жил на Западе и был шпионом. А еще в экспозиции можно увидеть картину «Выпуск шлака» («Косогорский металлургический завод») Алексея Вольтера, бывшего с 1932 по 1937 год директором Третьяковской галереи.

Фрагмент раздела «Постскриптум». Работы Егора Кошелева. Фото: Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
Фрагмент раздела «Постскриптум». Работы Егора Кошелева.
Фото: Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»

Завершает выставку постскриптум — работы современных художников Егора Кошелева, Павла Отдельнова, Владимира Потапова и Марии Сафроновой. Куратор поясняет, что пригласила художников своего поколения, тех, кто родился на рубеже 1970–1980-х и обладает собственным видением эпохи соцреализма. Выбор был продиктован и тем, какое образование они получили — синтез классической школы и институций, занимающихся современным искусством. «Я хотела сделать небольшой срез: как люди моего поколения интерпретируют это наследие, играет ли оно или вообще не играет никакой роли в их искусстве? — говорит куратор. — Мне кажется, это очень хорошее завершение для выставки, потому что разрывает тот вакуум, в котором почему-то это искусство оказалось — и официальное, и неофициальное».

Центральный выставочный зал Союза художников России в Новой Третьяковке
Соцреализм. Метаморфозы. Советское искусство 1927–1987
До 6 июня

Самое читаемое:
1
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
Полотно Анны Лепорской страховой стоимостью 75 млн руб. подверглось нападению в екатеринбургском Ельцин Центре: неизвестный пририсовал шариковой ручкой глазки на абстрактных лицах двух фигур на картине. Полиция отказалась возбуждать уголовное дело
13.01.2022
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
2
Вскрытие смыслов: десять картин, кардинально поменявшихся после реставрации
Самые потрясающие случаи, когда после реставрации полотна начинают рассказывать совсем не ту историю, к которой мы привыкли: утраченные и возвращенные кит и Купидон, потертая веревка, превращение реальных моделей в святых и обратно, а также тайна любви на песке
21.01.2022
Вскрытие смыслов: десять картин, кардинально поменявшихся после реставрации
3
Самые значимые выставки и события 2022 года
Этот год в арт-мире обещает быть насыщенным. Нас ждут выставки-блокбастеры, старые и новые арт-ярмарки. Рассказываем о нескольких самых значимых событиях года
17.01.2022
Самые значимые выставки и события 2022 года
4
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
Бронзовая скульптура Иосифа Чайкова «Футболисты», отлитая в 1938 году для выставки в Нью-Йорке и 30 лет простоявшая на улице, после сложной четырехлетней реставрации возвратилась на постоянное место в зал № 15 Новой Третьяковки
10.01.2022
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
5
Ренессансный портрет Данте приобретен фондом российского миллиардера
Фонд Леонида Богуславского купил картину Бронзино и выставляет ее в Москве. Сумма сделки не разглашается
20.01.2022
Ренессансный портрет Данте приобретен фондом российского миллиардера
6
Музей русского лубка и наивного искусства борется против объединения с Галереей Ильи Глазунова
Деятели культуры опубликовали открытое письмо с просьбой отменить распоряжение о передаче московского музея в подчинение другому учреждению
19.01.2022
Музей русского лубка и наивного искусства борется против объединения с Галереей Ильи Глазунова
7
Генеральный директор фонда V–A–C Тереза Иароччи Мавика покидает свой пост
Она продолжит заниматься площадкой фонда V–A–С в Венеции в палаццо Дзаттере, где во время 59-й Венецианской биеннале представят проект «Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях»
28.12.2021
Генеральный директор фонда V–A–C Тереза Иароччи Мавика покидает свой пост
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+