РОСИЗО переосмысляет соцреализм на выставке в Новой Третьяковке

Выставка «Соцреализм. Метаморфозы. Советское искусство 1927–1987» предлагает еще один взгляд на советское наследие и демонстрирует не только канонические, но и малоизвестные произведения знаменитых художников

Подавляющее большинство работ на выставке «Соцреализм. Метаморфозы. Советское искусство 1927–1987» — а их около 220 — находятся в собрании РОСИЗО. Но, чтобы показать советское наследие в его многообразии и с неожиданной стороны, куратор Александра Харитонова обратилась к коллекциям нескольких региональных музеев. Произведения также предоставили Третьяковская галерея, Русский и Исторический музеи и другие. Примечательно, что многие работы — экспонаты грандиозной выставки «Индустрия социализма», прошедшей в 1939 году и объединившей более 1 тыс. произведений.

Фрагмент экспозиции. 1. Александр Самохвалов. «Вузовка». 1936–1937. 2. Вера Мухина. «Рабочий и колхозница». Модель скульптурной группы для павильона СССР на Всемирной выставке 1937 года в Париже. 1972. Фото: Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
Фрагмент экспозиции. 1. Александр Самохвалов. «Вузовка». 1936–1937. 2. Вера Мухина. «Рабочий и колхозница». Модель скульптурной группы для павильона СССР на Всемирной выставке 1937 года в Париже. 1972.
Фото: Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»

Экспозиция располагается в Центральном выставочном зале Союза художников России (на третьем этаже экс-ЦДХ, ныне — в Новой Третьяковке), считающего себя проводником идеалов советского искусства. В России и на Западе было довольно много выставок, переосмысляющих советское искусство, и проект РОСИЗО предлагает еще один взгляд.

Выставка выстроена хронологически и включает 12 разделов, в том числе «Вожди и мифы», «Индустрия социализма», «Советская женщина», «Война и память», «Союз республик. Новая этнография — новая экзотика», «Город vs деревня» и другие. Среди имен — Сергей Герасимов, Борис Голополосов, Александр Дейнека, Александр Лабас, Илья Машков, Вера Мухина, Дмитрий Налбандян, Татьяна Яблонская. На выставке представлена не только хрестоматия эпохи соцреализма. Куратор говорит, что при отборе экспонатов руководствовалась не громкими именами, а нетипичными, малоизвестными или вовсе неизвестными работами и в первую очередь здесь важны истории вещей и взаимодействие произведений между собой.

Фрагмент экспозиции. На переднем плане работа Сергея Коненкова «Василий Теркин». Фото: Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
Фрагмент экспозиции. На переднем плане работа Сергея Коненкова «Василий Теркин».
Фото: Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»

«Мне интересно начать этот разговор и начать пересмотр всего советского искусства и полярного разделения на Союз художников и неофициальное искусство. Оно мне кажется несколько искусственным, как и в американском искусстве разделение на абстрактный экспрессионизм и, например, регионалистов, потому что все это — взаимосвязанные вещи», — объясняет Александра Харитонова.

Так, вместо канонического «Письма с фронта» Александра Лактионова можно увидеть натюрморт «Доктор Айболит». В процессе подготовки выставки всплывали и интересные детали биографий. Например, один из художников, Николай Глущенко, в советское время жил на Западе и был шпионом. А еще в экспозиции можно увидеть картину «Выпуск шлака» («Косогорский металлургический завод») Алексея Вольтера, бывшего с 1932 по 1937 год директором Третьяковской галереи.

Фрагмент раздела «Постскриптум». Работы Егора Кошелева. Фото: Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
Фрагмент раздела «Постскриптум». Работы Егора Кошелева.
Фото: Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»

Завершает выставку постскриптум — работы современных художников Егора Кошелева, Павла Отдельнова, Владимира Потапова и Марии Сафроновой. Куратор поясняет, что пригласила художников своего поколения, тех, кто родился на рубеже 1970–1980-х и обладает собственным видением эпохи соцреализма. Выбор был продиктован и тем, какое образование они получили — синтез классической школы и институций, занимающихся современным искусством. «Я хотела сделать небольшой срез: как люди моего поколения интерпретируют это наследие, играет ли оно или вообще не играет никакой роли в их искусстве? — говорит куратор. — Мне кажется, это очень хорошее завершение для выставки, потому что разрывает тот вакуум, в котором почему-то это искусство оказалось — и официальное, и неофициальное».

Центральный выставочный зал Союза художников России в Новой Третьяковке
Соцреализм. Метаморфозы. Советское искусство 1927–1987
До 6 июня

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
6
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
7
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
По инициативе мецената и предпринимателя Андрея Северилова и его команды в старинном особняке XVIII века начал работу частный культурный центр Elohovskiy Gallery, цель которого — выстраивать связи между разными направлениями и медиумами в искусстве
09.11.2022
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+