18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

РОСИЗО переосмысляет соцреализм на выставке в Новой Третьяковке

Выставка «Соцреализм. Метаморфозы. Советское искусство 1927–1987» предлагает еще один взгляд на советское наследие и демонстрирует не только канонические, но и малоизвестные произведения знаменитых художников

Подавляющее большинство работ на выставке «Соцреализм. Метаморфозы. Советское искусство 1927–1987» — а их около 220 — находятся в собрании РОСИЗО. Но, чтобы показать советское наследие в его многообразии и с неожиданной стороны, куратор Александра Харитонова обратилась к коллекциям нескольких региональных музеев. Произведения также предоставили Третьяковская галерея, Русский и Исторический музеи и другие. Примечательно, что многие работы — экспонаты грандиозной выставки «Индустрия социализма», прошедшей в 1939 году и объединившей более 1 тыс. произведений.

Фрагмент экспозиции. 1. Александр Самохвалов. «Вузовка». 1936–1937. 2. Вера Мухина. «Рабочий и колхозница». Модель скульптурной группы для павильона СССР на Всемирной выставке 1937 года в Париже. 1972. Фото: Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
Фрагмент экспозиции. 1. Александр Самохвалов. «Вузовка». 1936–1937. 2. Вера Мухина. «Рабочий и колхозница». Модель скульптурной группы для павильона СССР на Всемирной выставке 1937 года в Париже. 1972.
Фото: Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»

Экспозиция располагается в Центральном выставочном зале Союза художников России (на третьем этаже экс-ЦДХ, ныне — в Новой Третьяковке), считающего себя проводником идеалов советского искусства. В России и на Западе было довольно много выставок, переосмысляющих советское искусство, и проект РОСИЗО предлагает еще один взгляд.

Выставка выстроена хронологически и включает 12 разделов, в том числе «Вожди и мифы», «Индустрия социализма», «Советская женщина», «Война и память», «Союз республик. Новая этнография — новая экзотика», «Город vs деревня» и другие. Среди имен — Сергей Герасимов, Борис Голополосов, Александр Дейнека, Александр Лабас, Илья Машков, Вера Мухина, Дмитрий Налбандян, Татьяна Яблонская. На выставке представлена не только хрестоматия эпохи соцреализма. Куратор говорит, что при отборе экспонатов руководствовалась не громкими именами, а нетипичными, малоизвестными или вовсе неизвестными работами и в первую очередь здесь важны истории вещей и взаимодействие произведений между собой.

Фрагмент экспозиции. На переднем плане работа Сергея Коненкова «Василий Теркин». Фото: Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
Фрагмент экспозиции. На переднем плане работа Сергея Коненкова «Василий Теркин».
Фото: Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»

«Мне интересно начать этот разговор и начать пересмотр всего советского искусства и полярного разделения на Союз художников и неофициальное искусство. Оно мне кажется несколько искусственным, как и в американском искусстве разделение на абстрактный экспрессионизм и, например, регионалистов, потому что все это — взаимосвязанные вещи», — объясняет Александра Харитонова.

Так, вместо канонического «Письма с фронта» Александра Лактионова можно увидеть натюрморт «Доктор Айболит». В процессе подготовки выставки всплывали и интересные детали биографий. Например, один из художников, Николай Глущенко, в советское время жил на Западе и был шпионом. А еще в экспозиции можно увидеть картину «Выпуск шлака» («Косогорский металлургический завод») Алексея Вольтера, бывшего с 1932 по 1937 год директором Третьяковской галереи.

Фрагмент раздела «Постскриптум». Работы Егора Кошелева. Фото: Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
Фрагмент раздела «Постскриптум». Работы Егора Кошелева.
Фото: Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»

Завершает выставку постскриптум — работы современных художников Егора Кошелева, Павла Отдельнова, Владимира Потапова и Марии Сафроновой. Куратор поясняет, что пригласила художников своего поколения, тех, кто родился на рубеже 1970–1980-х и обладает собственным видением эпохи соцреализма. Выбор был продиктован и тем, какое образование они получили — синтез классической школы и институций, занимающихся современным искусством. «Я хотела сделать небольшой срез: как люди моего поколения интерпретируют это наследие, играет ли оно или вообще не играет никакой роли в их искусстве? — говорит куратор. — Мне кажется, это очень хорошее завершение для выставки, потому что разрывает тот вакуум, в котором почему-то это искусство оказалось — и официальное, и неофициальное».

Центральный выставочный зал Союза художников России в Новой Третьяковке
Соцреализм. Метаморфозы. Советское искусство 1927–1987
До 6 июня

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
В переписке знаменитой английской писательницы с сестрой Кассандрой раскрываются ее вкусы в одежде и навыки повседневной экономии. Историк моды Хилари Дэвидсон на основе этих писем разворачивает картину женской жизни в конце XVIII — начале XIX века
17.11.2023
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+