Русский музей открыл отреставрированные залы Михайловского замка

В обновленном виде предстали Воскресенский и Тронный залы, галерея Арабесок, апартаменты камер-фрейлины Протасовой

Экспозиция в апартаментах камер-фрейлины Протасовой. Фото: Государственный Русский музей
Экспозиция в апартаментах камер-фрейлины Протасовой.
Фото: Государственный Русский музей

Завершена реставрация парадных залов Михайловского замка, возведенного по заказу императора Павла I, которые были недоступны для посетителей более полувека — с 1950-х годов (там размещалась Центральная военно-морская библиотека, которая ныне переехала в здание бывшей временной тюрьмы на площади Морской Славы).

Как сообщили в пресс-службе Государственного Русского музея, в Воскресенском зале, который находился в плачевном состоянии, удалось восстановить облицовку стен искусственным мрамором по сохранившимся и найденным при расчистке образцам, воссоздать плафон и камины. Из фондов музея на место вернулись две из четырех огромных картин, заказанных в свое время Павлом именно для этого дворца. Это работы Григория Угрюмова «Взятие Казани Иваном Грозным» и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство».

Картины «Крещение князя Владимира» и «Куликовская битва», написанные для того же пространства Джоном Аткинсоном, в 1930-х годах были перевезены в Москву и вошли в собрание Государственной Третьяковской галереи. Сейчас они реставрируются, а Русский музей уже объявлял о планах воссоединить в Воскресенском зале все четыре полотна.

Тронный зал Михайловского замка. Фото: Государственный Русский музей
Тронный зал Михайловского замка.
Фото: Государственный Русский музей

В Большом Тронном зале Павла I возрождено убранство стен бархатом (ткань изготовили по историческим образцам на мануфактуре в Париже). Возвращены потолочные плафоны и гербы российских городов на фризе под потолком, проведена реставрация книжных шкафов, отделанных шпоном волнистой березы, и люстры XIX века. В скором времени интерьер планируют дополнить копией трона императора Павла I. В галерее Арабесок расчищены барельефы над окнами и резьба на дверях, возвращены вставки из зеркальных стекол, воссоздан искусственный мрамор на пилястрах. Сейчас в зале ведутся исследования, которые помогут восстановить позолоту и настенные росписи.

Помещения в южной части бельэтажа восточного фасада дворца, окнами выходящие в сторону реки Фонтанка, занимала во времена Павла I камер-фрейлина Анна Протасова (1745–1826). Эти интерьеры были более уютными и изящными: потолки были расписаны орнаментами, а стены затянуты ткаными обоями. В этих залах реставраторы ориентировались на планировку и состояние середины XIX столетия. Сейчас здесь реконструирована «Галерея портретов высочайших особ фамилии Романовых» из произведений, принадлежащих Русскому музею.

Доступ в залы, реставрация которых была осуществлена в юбилейном для музея 2020 году по поручению президента РФ, будет открыт 19 мая.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+