Русский музей открыл отреставрированные залы Михайловского замка

В обновленном виде предстали Воскресенский и Тронный залы, галерея Арабесок, апартаменты камер-фрейлины Протасовой

Экспозиция в апартаментах камер-фрейлины Протасовой. Фото: Государственный Русский музей
Экспозиция в апартаментах камер-фрейлины Протасовой.
Фото: Государственный Русский музей

Завершена реставрация парадных залов Михайловского замка, возведенного по заказу императора Павла I, которые были недоступны для посетителей более полувека — с 1950-х годов (там размещалась Центральная военно-морская библиотека, которая ныне переехала в здание бывшей временной тюрьмы на площади Морской Славы).

Как сообщили в пресс-службе Государственного Русского музея, в Воскресенском зале, который находился в плачевном состоянии, удалось восстановить облицовку стен искусственным мрамором по сохранившимся и найденным при расчистке образцам, воссоздать плафон и камины. Из фондов музея на место вернулись две из четырех огромных картин, заказанных в свое время Павлом именно для этого дворца. Это работы Григория Угрюмова «Взятие Казани Иваном Грозным» и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство».

Картины «Крещение князя Владимира» и «Куликовская битва», написанные для того же пространства Джоном Аткинсоном, в 1930-х годах были перевезены в Москву и вошли в собрание Государственной Третьяковской галереи. Сейчас они реставрируются, а Русский музей уже объявлял о планах воссоединить в Воскресенском зале все четыре полотна.

Тронный зал Михайловского замка. Фото: Государственный Русский музей
Тронный зал Михайловского замка.
Фото: Государственный Русский музей

В Большом Тронном зале Павла I возрождено убранство стен бархатом (ткань изготовили по историческим образцам на мануфактуре в Париже). Возвращены потолочные плафоны и гербы российских городов на фризе под потолком, проведена реставрация книжных шкафов, отделанных шпоном волнистой березы, и люстры XIX века. В скором времени интерьер планируют дополнить копией трона императора Павла I. В галерее Арабесок расчищены барельефы над окнами и резьба на дверях, возвращены вставки из зеркальных стекол, воссоздан искусственный мрамор на пилястрах. Сейчас в зале ведутся исследования, которые помогут восстановить позолоту и настенные росписи.

Помещения в южной части бельэтажа восточного фасада дворца, окнами выходящие в сторону реки Фонтанка, занимала во времена Павла I камер-фрейлина Анна Протасова (1745–1826). Эти интерьеры были более уютными и изящными: потолки были расписаны орнаментами, а стены затянуты ткаными обоями. В этих залах реставраторы ориентировались на планировку и состояние середины XIX столетия. Сейчас здесь реконструирована «Галерея портретов высочайших особ фамилии Романовых» из произведений, принадлежащих Русскому музею.

Доступ в залы, реставрация которых была осуществлена в юбилейном для музея 2020 году по поручению президента РФ, будет открыт 19 мая.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+