18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Международный проект EMA EXPO открылся в Образовательном центре ММОМА

Куратор EMA Expo Глеб Глонти рассказывает о главных экспонатах выставки, объединившей специализирующихся на саунд-арте и цифровом искусстве художников из Аргентины, Германии, России и Швейцарии

В Образовательном центре Московского музея современного искусства открылся EMA Expo (Experimental Music and Art Expo) — проект, объединивший кураторов из России и Европы и художников, которые работают с новыми медиа, звуковым и цифровым искусством. Манифест проекта родился в дискуссиях внутри кураторской команды. В нее входит в том числе Питер Кирн — создатель интернет СМИ Create Digital Music, куратор независимых программ на фестивалях CTM Berlin, MUTEK и Sonar+D. Одно из главных понятий манифеста — «сверхтекучесть» (superfluidity). «…Люди и технологии соединяются непредсказуемыми, постоянно изменяющимися способами. В этой ситуации художники могут посмотреть на происходящее со стороны и осмыслить это изменчивое постчеловеческое состояние… Если воспринимаемое время замедляется, технологии в творческих руках могут ускорить его, позволяя художникам развиваться быстрее, чем кризисы, с которыми сталкивается общество», — гласит манифест EMA Expo.

«Сверхтекучесть, — поясняет куратор Глеб Глонти, — это едва уловимая субстанция, почти концепция, проходящая сквозь нас. Постоянное обновление формы. Я начинаю думать о том, что технологии проникли не просто в нашу жизнь, а дальше, под кожу». Опираясь на это понятие, Глонти рассказывает о главных экспонатах на выставке.

«Электрофлора. Образцы: С-Пб 01–04» Бориса Шершенкова — это фрагмент спекулятивного проекта-исследования, рассматривающего наше понимание жизни. Электрофлора — нечаянно созданные людьми небиологические организмы, жизнедеятельность которых простирается за пределы материального мира, в эфирную область электромагнитных излучений. Эта работа открывает выставку, чтобы сразу перенастроить взгляд зрителя, представить очевидные вещи по-другому.

Совместный образовательный проект международной организации Tactical Tech и Гёте-института Data CTRL Centre посвящен медиаграмотности и защите данных в интернете. Его задача — побудить людей изменить свое отношение к персональным данным, конфиденциальным сведениям и любой другой информации.

Рядом — проект Сары Кульманн «Агентство Никогда» (Agency of Nowhen), онлайн-платформа, воспроизводящая логику контент-сервисов по подписке. В проекте исследуются разнообразные аспекты понятия bias (англ. «предвзятость» или «смещение») как непреодолимого явления, которое искажает восприятие информации.

Понятия «время» и «сон» рассматриваются в «Неидеальных симуляциях» Анны Титовец. Состоящая из видео, звуковой части и медиаскульптур работа отсылает нас к теории моделирования угроз (Threat Simulation Theory) нейробиолога-когнитивиста Антти Ревонсуо, который постулирует, что сны — это психологический тренажер мозга. Эта теория стала отправной точкой художественной интерпретации наполнения «стрессовых» или «кошмарных» снов конкретными событиями в сознании современного человека. Одна из частей видео связана с попытками расшифровать сновидения с помощью алгоритмов машинного обучения, связывающих паттерны активности спящего мозга с конкретными визуальными образами и далее — с наивными, фольклорными интерпретациями из толкователей сновидений, или сонников.

CODE_xi{isbtm} — комплекс из двух произведений немецкой художницы и физика Бирке Лу — это выраженное в объектах, звуке и видео исследование того, как концепции, которые мы выдвигаем для описания различных явлений, говорят о нас как о людях.

Инсталляция Local Authority дуэта Aebersold x Handberg берет под свой контроль световую и акустическую ситуацию в помещении, которое архитекторы выставки сделали максимально изолированным. Номинанты Swiss Emerging Artist Prize Крис Хандберг и Маркус Эберзольд используют свет и звук, чтобы стереть границы между объектом и архитектурой, субъектом и пространством — иными словами, соединяют реальное и виртуальное через чувственное, сенсорное восприятие, выстраивая мост между ними.

Лукас Гутьеррес в соавторстве с берлинским дуэтом мультимедийных художников Schall & Schnabel в аудиовизуальной работе «Мне нужно отдохнуть от сияния» затрагивает тему нарциссизма в эпоху новых технологий и социальных сетей. Дополняет ее серия скульптур «Головы», исследующая состояние ожидания.

Дуэт !Mediengruppe Bitnik акцентирует тему взаимодействия с устройствами IoT, «умными помощниками». Усиливается или ослабевает наша способность действовать, когда мы полагаемся на эти полуавтономные устройства? Современный человек должен понимать, что «умные устройства» слушают нас, и Siri не исключение — стоит упомянуть о чем-то неподалеку от телефона, как начинает приходить тематическая реклама. Это произведение предоставлено на выставку музеем цифрового искусства HeK в Базеле.

Аудиохудожник Сергей Костырко, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, работающий в области механики твердого тела, исследует алгоритмы роевого интеллекта, который моделирует поведение колоний насекомых или групп животных и используется для обработки информации многими современными приложениями. В основе его проекта — поведение скопления личинок, данные о скорости и направлении движения которых отображаются в параметрах алгоритмической музыкальной композиции.

В C-A-G-E Роман Головко соотносит четыре ноты (мощный аккорд до-ля-соль-ми) с их буквенной нотацией четырьмя буквами латинского алфавита, образующими слово cage (англ. «клетка, базовая единица построения»), отсылающее также к пионеру саунд-арта, композитору Джону Кейджу.

«Портал» Михаила Мясоедова посвящен пограничным состояниям. Художник размышляет об использовании технологий для управления фокусом внимания.

Выставку EMA Expo 2021 дополняет публичная программа под кураторством Анны Титовец с глобальным вопросом: «Строим ли мы новый мир вместе?». В ее рамках художники и эксперты размышляют на тему взаимоотношений с технологиями, обращаются к мечтам, утопиям и страхам, связанным с состоянием перехода в «новый мир», где технологии неотделимы от социума и повседневной жизни каждого человека. Вся программа доступна на сайте проекта.

Образовательный центр ММОМА
EMA Expo 2021
До 16 мая

Самое читаемое:
1
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
2
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
3
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
4
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Малевич а-ля Веласкес
Этот автопортрет вполне можно назвать легендарным. И дело не только в художественных достоинствах
07.05.2025
Малевич а-ля Веласкес
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+