18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Международный проект EMA EXPO открылся в Образовательном центре ММОМА

Куратор EMA Expo Глеб Глонти рассказывает о главных экспонатах выставки, объединившей специализирующихся на саунд-арте и цифровом искусстве художников из Аргентины, Германии, России и Швейцарии

В Образовательном центре Московского музея современного искусства открылся EMA Expo (Experimental Music and Art Expo) — проект, объединивший кураторов из России и Европы и художников, которые работают с новыми медиа, звуковым и цифровым искусством. Манифест проекта родился в дискуссиях внутри кураторской команды. В нее входит в том числе Питер Кирн — создатель интернет СМИ Create Digital Music, куратор независимых программ на фестивалях CTM Berlin, MUTEK и Sonar+D. Одно из главных понятий манифеста — «сверхтекучесть» (superfluidity). «…Люди и технологии соединяются непредсказуемыми, постоянно изменяющимися способами. В этой ситуации художники могут посмотреть на происходящее со стороны и осмыслить это изменчивое постчеловеческое состояние… Если воспринимаемое время замедляется, технологии в творческих руках могут ускорить его, позволяя художникам развиваться быстрее, чем кризисы, с которыми сталкивается общество», — гласит манифест EMA Expo.

«Сверхтекучесть, — поясняет куратор Глеб Глонти, — это едва уловимая субстанция, почти концепция, проходящая сквозь нас. Постоянное обновление формы. Я начинаю думать о том, что технологии проникли не просто в нашу жизнь, а дальше, под кожу». Опираясь на это понятие, Глонти рассказывает о главных экспонатах на выставке.

«Электрофлора. Образцы: С-Пб 01–04» Бориса Шершенкова — это фрагмент спекулятивного проекта-исследования, рассматривающего наше понимание жизни. Электрофлора — нечаянно созданные людьми небиологические организмы, жизнедеятельность которых простирается за пределы материального мира, в эфирную область электромагнитных излучений. Эта работа открывает выставку, чтобы сразу перенастроить взгляд зрителя, представить очевидные вещи по-другому.

Совместный образовательный проект международной организации Tactical Tech и Гёте-института Data CTRL Centre посвящен медиаграмотности и защите данных в интернете. Его задача — побудить людей изменить свое отношение к персональным данным, конфиденциальным сведениям и любой другой информации.

Рядом — проект Сары Кульманн «Агентство Никогда» (Agency of Nowhen), онлайн-платформа, воспроизводящая логику контент-сервисов по подписке. В проекте исследуются разнообразные аспекты понятия bias (англ. «предвзятость» или «смещение») как непреодолимого явления, которое искажает восприятие информации.

Понятия «время» и «сон» рассматриваются в «Неидеальных симуляциях» Анны Титовец. Состоящая из видео, звуковой части и медиаскульптур работа отсылает нас к теории моделирования угроз (Threat Simulation Theory) нейробиолога-когнитивиста Антти Ревонсуо, который постулирует, что сны — это психологический тренажер мозга. Эта теория стала отправной точкой художественной интерпретации наполнения «стрессовых» или «кошмарных» снов конкретными событиями в сознании современного человека. Одна из частей видео связана с попытками расшифровать сновидения с помощью алгоритмов машинного обучения, связывающих паттерны активности спящего мозга с конкретными визуальными образами и далее — с наивными, фольклорными интерпретациями из толкователей сновидений, или сонников.

CODE_xi{isbtm} — комплекс из двух произведений немецкой художницы и физика Бирке Лу — это выраженное в объектах, звуке и видео исследование того, как концепции, которые мы выдвигаем для описания различных явлений, говорят о нас как о людях.

Инсталляция Local Authority дуэта Aebersold x Handberg берет под свой контроль световую и акустическую ситуацию в помещении, которое архитекторы выставки сделали максимально изолированным. Номинанты Swiss Emerging Artist Prize Крис Хандберг и Маркус Эберзольд используют свет и звук, чтобы стереть границы между объектом и архитектурой, субъектом и пространством — иными словами, соединяют реальное и виртуальное через чувственное, сенсорное восприятие, выстраивая мост между ними.

Лукас Гутьеррес в соавторстве с берлинским дуэтом мультимедийных художников Schall & Schnabel в аудиовизуальной работе «Мне нужно отдохнуть от сияния» затрагивает тему нарциссизма в эпоху новых технологий и социальных сетей. Дополняет ее серия скульптур «Головы», исследующая состояние ожидания.

Дуэт !Mediengruppe Bitnik акцентирует тему взаимодействия с устройствами IoT, «умными помощниками». Усиливается или ослабевает наша способность действовать, когда мы полагаемся на эти полуавтономные устройства? Современный человек должен понимать, что «умные устройства» слушают нас, и Siri не исключение — стоит упомянуть о чем-то неподалеку от телефона, как начинает приходить тематическая реклама. Это произведение предоставлено на выставку музеем цифрового искусства HeK в Базеле.

Аудиохудожник Сергей Костырко, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, работающий в области механики твердого тела, исследует алгоритмы роевого интеллекта, который моделирует поведение колоний насекомых или групп животных и используется для обработки информации многими современными приложениями. В основе его проекта — поведение скопления личинок, данные о скорости и направлении движения которых отображаются в параметрах алгоритмической музыкальной композиции.

В C-A-G-E Роман Головко соотносит четыре ноты (мощный аккорд до-ля-соль-ми) с их буквенной нотацией четырьмя буквами латинского алфавита, образующими слово cage (англ. «клетка, базовая единица построения»), отсылающее также к пионеру саунд-арта, композитору Джону Кейджу.

«Портал» Михаила Мясоедова посвящен пограничным состояниям. Художник размышляет об использовании технологий для управления фокусом внимания.

Выставку EMA Expo 2021 дополняет публичная программа под кураторством Анны Титовец с глобальным вопросом: «Строим ли мы новый мир вместе?». В ее рамках художники и эксперты размышляют на тему взаимоотношений с технологиями, обращаются к мечтам, утопиям и страхам, связанным с состоянием перехода в «новый мир», где технологии неотделимы от социума и повседневной жизни каждого человека. Вся программа доступна на сайте проекта.

Образовательный центр ММОМА
EMA Expo 2021
До 16 мая

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+