18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Третьяковская галерея показывает вместе работы русских и немецких романтиков

№90, апрель 2021
№90
Материал из газеты

«Мечты о свободе. Романтизм в Германии и России» — первая выставка, где русские и немецкие художники показаны в единстве их творческих устремлений как представители одной эпохи в живописи

Антон Иванов-Голубой. «Остров Валаам при закате солнца». 1845. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Антон Иванов-Голубой. «Остров Валаам при закате солнца». 1845.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Выставка «Мечты о свободе. Романтизм в Германии и России» подготовлена совместными усилиями музея Альбертинум, входящего в Государственные художественные собрания Дрездена, и Государственной Третьяковской галереи. Никогда раньше подобной совместной демонстрации немецкой и русской живописи романтизма не предпринималось. Хотя именно в это время, условно ограниченное двумя французскими революциями — 1789 и 1848 годов, интеллектуальные, культурные и бытовые связи между двумя странами были очень тесными.

«Из Германии туманной» молодое русское дворянство привозило «учености плоды: вольнолюбивые мечты, дух пылкий и довольно странный, всегда восторженную речь». Можно было бы цитировать «Евгения Онегина» и дальше, Александр Сергеевич Пушкин не без иронии описал в Ленском не только начитавшегося Шиллера незадачливого русского романтического поэта, но и взгляды, стремления и характер художников романтизма. Их индивидуализм, эмоциональность, поиски идеала, обожествление природы, святую веру в дружбу. Выставка «Мечты о свободе» и демонстрирует воплощенные в искусстве эти черты и представления.

Каспар Давид Фридрих. «Двое мужчин, созерцающих луну». 1819–1820 гг. Альбертинум, Государственные художественные собрания Дрездена. Фото: Эльке Эстель
Каспар Давид Фридрих. «Двое мужчин, созерцающих луну». 1819–1820 гг. Альбертинум, Государственные художественные собрания Дрездена.
Фото: Эльке Эстель

На ней показаны произведения классиков немецкого и русского романтизма: Каспара Давида Фридриха и Алексея Венецианова, Иоганна Фридриха Овербека и Александра Иванова, Филиппа Отто Рунге и Ореста Кипренского, а также художников, менее известных публике. И если российские зрители с немецкими художниками знакомы плохо, то немецкие русских художников романтизма вовсе не знают. Но «Мечты о свободе» покажут и в Дрездене. Сравнивать больших мастеров нелегко: каждый обладал выдающимися способностями и неповторимой индивидуальностью, — однако их объединяли дух и идеалы времени. Поэтому произведения представлены в экспозиции не персональными блоками, а в нескольких тематических разделах.

Бесспорно, главный герой пейзажного раздела «Ландшафт души», да и всей выставки, наиточнейшее воплощение живописного романтизма — Каспар Давид Фридрих. Часть его картин привезена из Дрездена, но также и из петербургских дворцов-музеев. Художник был долгое время дружен с Василием Жуковским, который покупал у него работы для императора Николая I. О чем, помимо документальных, есть и живописное свидетельство — картина Фридриха «Братья А.И. и С.И.Тургеневы и В.А.Жуковский», написанная в 1827 году. Ее герои, одетые в старинные костюмы (романтики идеализировали прошлое), изображены со спины; они стоят на набережной и смотрят на другой берег Эльбы; над ними — облачное ночное небо и молодой месяц. Если на пейзажах Фридриха появляются люди, то они никогда не смотрят на зрителя, а только вперед — созерцают луну в горах или ее восход над морем. Свое состояние они могли бы описать словами из стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»: «Тогда смиряется души моей тревога, / Тогда расходятся морщины на челе, / — И счастье я могу постигнуть на земле, / И в небесах я вижу бога». Идиллические прекрасные желтеющие нивы представлены пейзажами Алексея Венецианова. А лунные ночи, горные вершины, бушующие морские волны и романтические развалины изображены также на пейзажах Юхана Кристиана Даля, Эрнста Фердинанда Эме, Максима Воробьева и Сильвестра Щедрина.

Алексей Венецианов. «На жатве. Лето». Середина 1820-х. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Алексей Венецианов. «На жатве. Лето». Середина 1820-х.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Портретов и автопортретов в экспозиции не меньше, чем пейзажей. Есть совершенно романтические, как автопортреты Карла Брюллова и Филиппа Отто Рунге, и много похожих, погрудных, где художники изобразили себя в одном ракурсе — вполоборота.

Главный герой русского романтизма на выставке — Александр Иванов. Его произведения есть в нескольких разделах: портретном, пейзажном, в посвященном Италии как идеальной родине романтиков. Но главным образом он отвечает за религиозную тему — живописными эскизами к «Явлению Христа народу» и графической серией «Библейские эскизы». 

Александр Иванов. «Мужская правая рука». Первая половина 1840-х. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Александр Иванов. «Мужская правая рука». Первая половина 1840-х.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Искусство, согласно идеям романтиков, должно служить религии, поскольку вера пробуждает в человеке его лучшие чувства и стремления. Программным произведением на эту тему стала картина Иоганна Фридриха Овербека «Триумф религии в искусстве». На ней изображена Дева Мария как аллегория поэзии — высшего проявления искусства, около ее трона стоят ветхозаветные и евангельские персонажи и полсотни художников и архитекторов. Эта картина, над которой Овербек трудился 14 лет, поразила современников, в том числе Иванова. А увидевший ее Николай I заказал автору монохромную копию, которую и привезли на выставку из Эрмитажа.

Отдельный сюжет в религиозной теме — Сикстинская Мадонна Рафаэля, почитаемая романтиками идеалом. Ее копии висели во дворцах знати, в гостиных дворянских усадеб и в скромных комнатах обывателей, что зафиксировано на многих картинах, ведь дом — это личное пространство человека, внешнее проявление его внутреннего мира. О популярности Рафаэлевой мадонны свидетельствует на выставке рисунок Павла Федотова «Художник, женившийся без приданого в надежде на свой талант». А живучесть культа картины демонстрирует фотография татуировки на груди заключенного, сделанная в 1970-х годах Борисом Михайловым.

В «Мечтах о свободе» вместе с произведениями романтиков представлены и созвучные им работы современных художников. Так, божественный свет кураторы увидели в мерцающей инсталляции Джеймса Таррелла, а продолжение сельской идиллии Венецианова — в фотографии Николая Полисского, где запечатлены селяне, сооружающие зиккурат из сена. Современной парой к Иванову выбран «Плот» Билла Виолы — видеоверсия картины классика французского романтизма Теодора Жерико «Плот „Медузы“». Запись перформанса Александра Кузькина, где художник до изнеможения ходит по кругу и месит цемент, можно трактовать как метафору тщетности достижения цели: силы кончаются, цемент застывает.

Максим Воробьев. «Дуб, раздробленный молнией (Буря)». 1842. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Максим Воробьев. «Дуб, раздробленный молнией (Буря)». 1842.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Романтические идеалы, как известно, чреваты горькими разочарованиями и мало совместимы с жизнью. В открывающей каталог выставки статье «Основные понятия романтизма» Хольгер Биркхольц пишет о трагической участи поэтов и художников романтизма: «Отчаяние стало причиной личных и творческих кризисов, причиной попытки самоубийства Фридриха, постоянных депрессий Каруса и Воробьева, самоубийства Каролины фон Гюндероде, Генриха фон Клейста и Григория Сороки, потемнения рассудка у Гёльдерлина, Блехена и Федотова».

Карл Готфрид Траугот Фабер. «Вид на Дрезден». 1824. Альбертинум, Государственные художественные собрания Дрездена. Фото: Герберт Бозванк
Карл Готфрид Траугот Фабер. «Вид на Дрезден». 1824. Альбертинум, Государственные художественные собрания Дрездена.
Фото: Герберт Бозванк

В каталоге собрано два десятка статей, описывающих проблематику романтического искусства, основные его понятия, отношения художников с философами и поэтами, российско-германские связи в первой трети XIX века, творчество Фридриха и Иванова. В нем же можно прочесть интервью с Даниелем Либескиндом. Звезда современной архитектуры так рассказывает о работе над экспозицией выставки: «Передо мной предстал образ сложного лабиринта, который пронизан двумя пересекающимися осями, напоминающими систему координат. Эти оси перпендикулярны, точка их пересечения находится в самом центре лабиринта, они прорубают его стены, создавая длинные, открытые в перспективу проходы. Романтизм, а вернее, то, что мы о нем знаем, — это своего рода мистерия, мистерия человеческого сознания, и, чтобы ее познать, необходимо вступить на неизведанную территорию и потеряться там». 

Государственная Третьяковская галерея. Новая Третьяковка
Мечты о свободе. Романтизм в Германии и России
23 апреля – 8 августа

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+