18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Американский суд вернул Афганистану древности на 1,8 млн долларов

Национальный музей Афганистана получил в коллекцию 33 артефакта. Реституция предметов по делу крупнейшего арт-контрабандиста XXI века продолжится

По сообщению окружной прокуратуры Манхэттена, 33 артефакта на общую сумму $1,8 млн, среди которых бронзовая маска Силена (II век н.э.) и бронзовая статуэтка стоящего Будды (III–IV века н.э.), возвращены Афганистану на официальной церемонии с участием посла этой страны в США Ройи Рахмани. Они будут выставлены в Национальном музее Афганистана в Кабуле.

Все эти предметы связаны с именем арт-дилера Субхаша Капура, который более трех десятилетий руководил нью-йоркской галереей Art of the Past. Капур был арестован в Германии в 2011 году. Ныне он находится в индийской тюрьме в ожидании суда по обвинению в контрабанде произведений искусства на сумму свыше $100 млн. В 2011–2020 годах американские власти нашли и вернули в Афганистан, Индию, Непал и Шри-Ланку более 2,5 тыс. предметов на общую сумму $143 млн, проданных этой галереей. Они были обнаружены в хранилищах по всему Нью-Йорку во время крупной разыскной операции под кодовым названием Hidden Idol.

Галерея Art of the Past и ее дочерняя фирма Nimbus Import/Export специализировались на продаже азиатских и ближневосточных предметов старины и снабжали ими музеи по всему миру. После ареста Капура все учреждения, покупавшие у него экспонаты, начали тщательные расследования, итогом многих из которых стал возврат нелегально вывезенных произведений искусства. В их числе — Музей Линдена в Штутгарте, Музей искусств Толидо в штате Огайо, Художественный музей Гонолулу, Музей азиатских цивилизаций в Сингапуре и многие другие.

Одной из наиболее крупных сделок оказалась продажа по подложным документам о провенансе бронзовой статуи танцующего Шивы XI века Национальной галерее Австралии за $5,6 млн в 2008 году. Как показало расследование, эта и семь других статуй были украдены по заказу Капура из полуразрушенного индийского храма в 2006 году. В 2014-м Австралия вернула статую в Индию.

В 2016 году ежегодная нью-йоркская арт-ярмарка Asia Week была потрясена серией конфискаций, произведенных полицией (власти, очевидно, специально ожидали ее проведения). Тогда со стендов трех галерей и двух аукционных домов, включая Christie’s, были конфискованы восемь предметов, провенанс которых восходил к тому же Капуру.

Офис окружного прокурора Манхэттена планирует после завершения индийского процесса экстрадировать Капура для суда в США. Обвинительные приговоры в Америке уже получили три подельника арт-дилера: менеджер галереи Аарон Фримен, подруга Селина Мохамед и сестра Сушма Сарин.

С 1980-х годов Капур продал или подарил музеям еще тысячи предметов, остающихся неопознанными. Чтобы найти их, американские федеральные агенты просматривают многолетние деловые записи, электронные письма и каталоги галериста, пытаясь представить полную картину его обширной сети поставщиков, которая простиралась от Афганистана до джунглей Камбоджи и храмов Южной Индии. Для подделки провенанса чаще всего он пользовался легендой о том, что предметы происходят из семейной коллекции его дедушки.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
3
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
4
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
5
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
6
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
7
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+