18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Американский суд вернул Афганистану древности на 1,8 млн долларов

Национальный музей Афганистана получил в коллекцию 33 артефакта. Реституция предметов по делу крупнейшего арт-контрабандиста XXI века продолжится

По сообщению окружной прокуратуры Манхэттена, 33 артефакта на общую сумму $1,8 млн, среди которых бронзовая маска Силена (II век н.э.) и бронзовая статуэтка стоящего Будды (III–IV века н.э.), возвращены Афганистану на официальной церемонии с участием посла этой страны в США Ройи Рахмани. Они будут выставлены в Национальном музее Афганистана в Кабуле.

Все эти предметы связаны с именем арт-дилера Субхаша Капура, который более трех десятилетий руководил нью-йоркской галереей Art of the Past. Капур был арестован в Германии в 2011 году. Ныне он находится в индийской тюрьме в ожидании суда по обвинению в контрабанде произведений искусства на сумму свыше $100 млн. В 2011–2020 годах американские власти нашли и вернули в Афганистан, Индию, Непал и Шри-Ланку более 2,5 тыс. предметов на общую сумму $143 млн, проданных этой галереей. Они были обнаружены в хранилищах по всему Нью-Йорку во время крупной разыскной операции под кодовым названием Hidden Idol.

Галерея Art of the Past и ее дочерняя фирма Nimbus Import/Export специализировались на продаже азиатских и ближневосточных предметов старины и снабжали ими музеи по всему миру. После ареста Капура все учреждения, покупавшие у него экспонаты, начали тщательные расследования, итогом многих из которых стал возврат нелегально вывезенных произведений искусства. В их числе — Музей Линдена в Штутгарте, Музей искусств Толидо в штате Огайо, Художественный музей Гонолулу, Музей азиатских цивилизаций в Сингапуре и многие другие.

Одной из наиболее крупных сделок оказалась продажа по подложным документам о провенансе бронзовой статуи танцующего Шивы XI века Национальной галерее Австралии за $5,6 млн в 2008 году. Как показало расследование, эта и семь других статуй были украдены по заказу Капура из полуразрушенного индийского храма в 2006 году. В 2014-м Австралия вернула статую в Индию.

В 2016 году ежегодная нью-йоркская арт-ярмарка Asia Week была потрясена серией конфискаций, произведенных полицией (власти, очевидно, специально ожидали ее проведения). Тогда со стендов трех галерей и двух аукционных домов, включая Christie’s, были конфискованы восемь предметов, провенанс которых восходил к тому же Капуру.

Офис окружного прокурора Манхэттена планирует после завершения индийского процесса экстрадировать Капура для суда в США. Обвинительные приговоры в Америке уже получили три подельника арт-дилера: менеджер галереи Аарон Фримен, подруга Селина Мохамед и сестра Сушма Сарин.

С 1980-х годов Капур продал или подарил музеям еще тысячи предметов, остающихся неопознанными. Чтобы найти их, американские федеральные агенты просматривают многолетние деловые записи, электронные письма и каталоги галериста, пытаясь представить полную картину его обширной сети поставщиков, которая простиралась от Афганистана до джунглей Камбоджи и храмов Южной Индии. Для подделки провенанса чаще всего он пользовался легендой о том, что предметы происходят из семейной коллекции его дедушки.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+