18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Американский суд вернул Афганистану древности на 1,8 млн долларов

Национальный музей Афганистана получил в коллекцию 33 артефакта. Реституция предметов по делу крупнейшего арт-контрабандиста XXI века продолжится

По сообщению окружной прокуратуры Манхэттена, 33 артефакта на общую сумму $1,8 млн, среди которых бронзовая маска Силена (II век н.э.) и бронзовая статуэтка стоящего Будды (III–IV века н.э.), возвращены Афганистану на официальной церемонии с участием посла этой страны в США Ройи Рахмани. Они будут выставлены в Национальном музее Афганистана в Кабуле.

Все эти предметы связаны с именем арт-дилера Субхаша Капура, который более трех десятилетий руководил нью-йоркской галереей Art of the Past. Капур был арестован в Германии в 2011 году. Ныне он находится в индийской тюрьме в ожидании суда по обвинению в контрабанде произведений искусства на сумму свыше $100 млн. В 2011–2020 годах американские власти нашли и вернули в Афганистан, Индию, Непал и Шри-Ланку более 2,5 тыс. предметов на общую сумму $143 млн, проданных этой галереей. Они были обнаружены в хранилищах по всему Нью-Йорку во время крупной разыскной операции под кодовым названием Hidden Idol.

Галерея Art of the Past и ее дочерняя фирма Nimbus Import/Export специализировались на продаже азиатских и ближневосточных предметов старины и снабжали ими музеи по всему миру. После ареста Капура все учреждения, покупавшие у него экспонаты, начали тщательные расследования, итогом многих из которых стал возврат нелегально вывезенных произведений искусства. В их числе — Музей Линдена в Штутгарте, Музей искусств Толидо в штате Огайо, Художественный музей Гонолулу, Музей азиатских цивилизаций в Сингапуре и многие другие.

Одной из наиболее крупных сделок оказалась продажа по подложным документам о провенансе бронзовой статуи танцующего Шивы XI века Национальной галерее Австралии за $5,6 млн в 2008 году. Как показало расследование, эта и семь других статуй были украдены по заказу Капура из полуразрушенного индийского храма в 2006 году. В 2014-м Австралия вернула статую в Индию.

В 2016 году ежегодная нью-йоркская арт-ярмарка Asia Week была потрясена серией конфискаций, произведенных полицией (власти, очевидно, специально ожидали ее проведения). Тогда со стендов трех галерей и двух аукционных домов, включая Christie’s, были конфискованы восемь предметов, провенанс которых восходил к тому же Капуру.

Офис окружного прокурора Манхэттена планирует после завершения индийского процесса экстрадировать Капура для суда в США. Обвинительные приговоры в Америке уже получили три подельника арт-дилера: менеджер галереи Аарон Фримен, подруга Селина Мохамед и сестра Сушма Сарин.

С 1980-х годов Капур продал или подарил музеям еще тысячи предметов, остающихся неопознанными. Чтобы найти их, американские федеральные агенты просматривают многолетние деловые записи, электронные письма и каталоги галериста, пытаясь представить полную картину его обширной сети поставщиков, которая простиралась от Афганистана до джунглей Камбоджи и храмов Южной Индии. Для подделки провенанса чаще всего он пользовался легендой о том, что предметы происходят из семейной коллекции его дедушки.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+