18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Реликвия из Русского музея вновь засияла серебром и золотом

№90
Материал из газеты

После реставрации епитрахиль сможет принимать участие в выставках. Первой может стать большой юбилейный проект, посвященный 100-летию отдела реставрации Русского музея

Орнаментальная епитрахиль, шитая по зеленому атласу, украшенная ликами святых и сложным узором, отреставрирована впервые за время своего бытования в Русском музее. Более 80 лет она хранилась в фондах ГРМ, переданная сюда вместе с другими древностями в 1938 году из Эрмитажа, куда попадали предметы старины из разных источников.

Название «епитрахиль» происходит от греческого слова, означающего всякий аксессуар, расположенный на шее. Эта богослужебная принадлежность представляет собой длинное узкое полотно, состоящее из двух фрагментов, соединенных на спине. Она надевалась на шею и спускалась спереди двумя концами, объединенными швом. Епитрахиль считалась обязательным предметом облачения — без нее нельзя было совершать службу.

По традиции на лицевых сторонах епитрахили изображали кресты, реже лики святых или ангелов. Всего в собрании древнерусского искусства ГРМ сегодня хранится восемь орнаментальных епитрахилей, украшенных жемчугом, серебряными плашками, камнями, и пять с лицевыми изображениями. Экспонат, отреставрированный в мастерских музея, интересен тем, что на нем вышиты фигуры в рост: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Богослова и святого Николы, а также лики серафимов и сцена Благовещения. Все полотно украшено растительным орнаментом, шитье выполнено золотом и серебром.

Как сообщила нашему изданию заведующая отделом реставрации тканей ГРМ Зинаида Сильнова, художник-реставратор высшей категории, епитрахиль была сильно изношена и находилась в сложном состоянии: шелковый фон сильно потерт, имелись многочисленные сквозные утраты ткани, края полотнища местами расползались. Грязь глубоко въелась в нити, что потребовало кропотливой чистки. 

«Любая ткань боится грязи и света, она от них разрушается, но в то же время грязь иногда играет и роль естественного консерватора, — рассказала Зинаида Сильнова. — На участке ткани вокруг шеи лежал буквально валиком слой черной грязи, которую необходимо было очень скрупулезно счищать пинцетом, используя органические растворители. Но в какой-то момент пришлось остановиться, иначе получились бы дыры».

В ходе реставрации были максимально удалены или ослаблены места загрязнений. Сечения нитей укрепили шелковыми швами, имитирующими атласное переплетение. Кромку законсервировали прозрачным шелковым газом и укрепили по всему периметру епитрахили, устранили заломы ткани в верхней части облачения. Утраты шелкового фона по возможности восполнили. «Сейчас реставрация не приветствует восполнение утрат, наша главная задача — консервация, — объяснила Зинаида Сильнова, — но в некоторых местах ткань пришлось дополнить. Эти дополнения видны, их можно в любой момент удалить, то есть они соответствуют главному принципу современной реставрации — обратимости».

Теперь епитрахиль сможет принимать участие в выставках. В частности, в большой юбилейной выставке, посвященной 100-летию отдела реставрации, которое Русский музей будет отмечать в следующем году.  

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+