18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Нидерланды готовы вернуть все, что нажито нечестным путем

№90
Материал из газеты

В стране учрежден независимый комитет для рассмотрения запросов из бывших колоний

Недавно правительство премьер-министра Марка Рютте первым в Европе утвердило единый протокол процедуры репатриации предметов колониального искусства. Принимая во внимание рекомендации консультативной комиссии, Нидерланды обязались безоговорочно отдать из национальной художественной коллекции любые предметы, которые в свое время были вывезены из бывших голландских колоний.

В начале нынешнего лета исследовательский консорциум, куда входят представители девяти музеев и амстердамского Университета Врейе, готовится запустить проект, который обойдется в €4,5 млн. Его результатом должна стать разработка практического руководства по вопросам колониальных коллекций, предназначенного для музеев. На программу «Неотложные вопросы» выделено €3,5 млн из фондов Национальной исследовательской программы.

Возглавили комиссию Уэйн Модест, директор по контенту Национального музея мировых культур, и Сюзан Лежен, декан факультета гуманитарных наук Университета Врейе. Комиссию собрали сроком на четыре года, в ее состав входят пять кандидатов наук, пять постдокторантов и двое исследователей провенанса. Привлекут и специалистов со стороны — экспертов и активистов из Африки, Азии и Америки.

«Мы изучим пути, которыми предметы попадали в музеи: были ли они проданы под принуждением или захвачены в ходе войн, куплены, обменены или подарены, и случилось ли это в колониальном контексте, — говорит Уэйн Модест. — Рассмотрим также возможное будущее этих предметов и способы их возвращения на родину». По оценкам музейной группы, около 40% из 450 тыс. экспонатов в национальной этнографической коллекции, которая хранится в Музее этнологии в Лейдене, Музее тропиков в Амстердаме и Музее Африки в Берг-ен-Дале, происходит из колоний.

Национальный музей мировых культур одним из первых среди музеев Европы, еще в марте 2019 года, опубликовал свои принципы репатриации. В документе под названием «Возвращение культурных ценностей: принципы и процесс» говорится о «прозрачности процедур рассмотрения и оценки заявок на возвращение культурных ценностей, их проведении в соответствии с требованиями взаимного уважения, сотрудничества и своевременности». 

Амстердамский Рейксмузеум также изучает происхождение предметов из своей коллекции; отчет по избранным экспонатам должен быть представлен Министерству образования, культуры и науки Нидерландов в конце года. «Нам следует внимательно относиться к колониальным собраниям, — заявила недавно глава этого ведомства Ингрид ван Энгелсховен. — В государственной коллекции не должно остаться предметов культурного наследия, попавших туда преступным путем».

Йос ван Бёрден, доктор наук, чья диссертация вышла в виде книги «Сокровища в надежных руках», приветствует такой шаг: «Это новаторский, прогрессивный, радикальный разрыв с прошлым». Однако один аспект новой политики вызывает у него тревогу: артефакты, которые были вывезены из неголландских колоний, не будут автоматически репатриированы. Они «также могут рассматриваться в качестве объектов репатриации», но комиссия, согласно заявлению правительства, «будет взвешивать интересы различных сторон». Ученый предупреждает, что это обстоятельство «вызовет замешательство и разочарование на глобальном Юге».

Эксперт по реституции Ваутер Верарт, профессор философии права в Университете Врейе, разделяет сомнения ван Бёрдена. «Странно, что с культурными объектами, захваченными другими колониальными державами, будут обращаться не так же, как с теми, что были захвачены голландцами», — говорит он.  Кэтрин Хикли

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+