Нидерланды готовы вернуть все, что нажито нечестным путем

№90, апрель 2021
№90
Материал из газеты

В стране учрежден независимый комитет для рассмотрения запросов из бывших колоний

Фрагмент экспозиции Национального музея этнологии, входящего в состав Национального музея мировых культур. Фото: Национальный музей этнологии
Фрагмент экспозиции Национального музея этнологии, входящего в состав Национального музея мировых культур.
Фото: Национальный музей этнологии

Недавно правительство премьер-министра Марка Рютте первым в Европе утвердило единый протокол процедуры репатриации предметов колониального искусства. Принимая во внимание рекомендации консультативной комиссии, Нидерланды обязались безоговорочно отдать из национальной художественной коллекции любые предметы, которые в свое время были вывезены из бывших голландских колоний.

В начале нынешнего лета исследовательский консорциум, куда входят представители девяти музеев и амстердамского Университета Врейе, готовится запустить проект, который обойдется в €4,5 млн. Его результатом должна стать разработка практического руководства по вопросам колониальных коллекций, предназначенного для музеев. На программу «Неотложные вопросы» выделено €3,5 млн из фондов Национальной исследовательской программы.

Возглавили комиссию Уэйн Модест, директор по контенту Национального музея мировых культур, и Сюзан Лежен, декан факультета гуманитарных наук Университета Врейе. Комиссию собрали сроком на четыре года, в ее состав входят пять кандидатов наук, пять постдокторантов и двое исследователей провенанса. Привлекут и специалистов со стороны — экспертов и активистов из Африки, Азии и Америки.

Артефакты из Океании в экспозиции Национального музея этнологии в Нидерландах. Фото: Национальный музей этнологии
Артефакты из Океании в экспозиции Национального музея этнологии в Нидерландах.
Фото: Национальный музей этнологии

«Мы изучим пути, которыми предметы попадали в музеи: были ли они проданы под принуждением или захвачены в ходе войн, куплены, обменены или подарены, и случилось ли это в колониальном контексте, — говорит Уэйн Модест. — Рассмотрим также возможное будущее этих предметов и способы их возвращения на родину». По оценкам музейной группы, около 40% из 450 тыс. экспонатов в национальной этнографической коллекции, которая хранится в Музее этнологии в Лейдене, Музее тропиков в Амстердаме и Музее Африки в Берг-ен-Дале, происходит из колоний.

Национальный музей мировых культур одним из первых среди музеев Европы, еще в марте 2019 года, опубликовал свои принципы репатриации. В документе под названием «Возвращение культурных ценностей: принципы и процесс» говорится о «прозрачности процедур рассмотрения и оценки заявок на возвращение культурных ценностей, их проведении в соответствии с требованиями взаимного уважения, сотрудничества и своевременности». 

Амстердамский Рейксмузеум также изучает происхождение предметов из своей коллекции; отчет по избранным экспонатам должен быть представлен Министерству образования, культуры и науки Нидерландов в конце года. «Нам следует внимательно относиться к колониальным собраниям, — заявила недавно глава этого ведомства Ингрид ван Энгелсховен. — В государственной коллекции не должно остаться предметов культурного наследия, попавших туда преступным путем».

Йос ван Бёрден, доктор наук, чья диссертация вышла в виде книги «Сокровища в надежных руках», приветствует такой шаг: «Это новаторский, прогрессивный, радикальный разрыв с прошлым». Однако один аспект новой политики вызывает у него тревогу: артефакты, которые были вывезены из неголландских колоний, не будут автоматически репатриированы. Они «также могут рассматриваться в качестве объектов репатриации», но комиссия, согласно заявлению правительства, «будет взвешивать интересы различных сторон». Ученый предупреждает, что это обстоятельство «вызовет замешательство и разочарование на глобальном Юге».

Эксперт по реституции Ваутер Верарт, профессор философии права в Университете Врейе, разделяет сомнения ван Бёрдена. «Странно, что с культурными объектами, захваченными другими колониальными державами, будут обращаться не так же, как с теми, что были захвачены голландцами», — говорит он.  Кэтрин Хикли

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+