Мавзолей Августа ждет первых визитеров

№90, апрель 2021
№90
Материал из газеты

Грандиозный архитектурный ансамбль обещает стать одним из самых популярных памятников Рима

Мавзолей Августа после реставрации. Фото: Jamie Heath
Мавзолей Августа после реставрации.
Фото: Jamie Heath

После долгих десятилетий запустения массивный круглый мавзолей Октавиана Августа, возведенный первым правителем Римской империи в 28 году до н. э., в марте вновь открылся для публики. Благодаря большому реставрационному проекту стоимостью €11 млн, включавшему среди прочего сложные раскопки на глубине приблизительно 6 м, создана пешеходная зона вокруг сооружения и музейный маршрут внутри него.

Один из крупнейших памятников Древнего Рима, мавзолей пустовал с 1936 года, скрытый за кипарисами и заросший сорняками. Его бурная история знавала использование в качестве форта, сада скульптур, а также, с XVIII по XX век, амфитеатра для корриды, площадки для фейерверков, театральных представлений и концертов. Диктатор Бенито Муссолини одно время собирался восстановить мавзолей Августа, чтобы превратить его в собственную усыпальницу, но эти его амбициозные планы потеряли актуальность с началом Второй мировой войны.

Процесс восстановления памятника начался только в 2007 году — с раскопок внешней территории перед ним. Позднее, с 2016 по 2019 год, как рассказывает Себастьяно Ла Манна, муниципальный архитектор, отвечающий за практическую реализацию восстановительных работ, была проведена консервация приблизительно 14 тыс. кв. м каменной кладки «античного и более позднего сооружения». Финальный этап, включавший установку освещения, систем отопления и видеонаблюдения для музея, был осуществлен совсем недавно при поддержке фонда телекоммуникационной группы TIM, который выделил на проект €6 млн.

Маркус Кристоф Саделер. Гравюра «Руины мавзолея Августа в Риме». 1614. Фото: Design Pics/Eastnew
Маркус Кристоф Саделер. Гравюра «Руины мавзолея Августа в Риме». 1614.
Фото: Design Pics/Eastnew

Специальный маршрут будет вести посетителей по 12 комнатам со сводчатыми потолками, а затем вверх, к панорамным мосткам на крыше. Три лестницы укрепили при помощи стальных стержней, а ведущую на крышу винтовую лестницу полностью перестроили. «Особое внимание было уделено устранению архитектурных барьеров», — говорит Ла Манна. Для облегчения доступа посетителям на колясках установлены специальные подъемники.

Тем не менее план защитить памятник от непогоды при помощи купола из стекла и стали пока находится в стадии обсуждения. «Принятие какого бы то ни было решения было отложено по причинам финансового характера», — поясняет Ла Манна. Центральный цилиндр мавзолея, в котором располагается гробница Августа, тоже еще только ждет реставрации.

После окончательного завершения запланированных работ в 2022 году впервые за несколько столетий будет открыт для обзора древнеримский каменный пол. Ла Манна рассказывает, что на многих камнях из его кладки сохранились отметки, которые строители использовали для маркировки мрамора более 2 тыс. лет назад. Мавзолей может стать «одним из самых интересных и популярных мест в городе как для туристов, так и для римлян», предсказывает он. 

Самое читаемое:
1
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
Музейная реальность, данная нам в сравнительных ощущениях: подъем на фоне спада, сдержанный оптимизм и неизвестность впереди. Плюс таблицы лидеров: куда больше всего ходили и на что больше всего смотрели в прошедшем году
03.06.2022
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
2
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
В Эрмитаже и Пушкинском открылись финальные выставки грандиозного тура, посвященного импрессионистам и постимпрессионистам из дореволюционных коллекций Щукина и Морозова
27.06.2022
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
3
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
4
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
5
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
6
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
7
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+