18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Джо Викери обещает навести культурные мосты между Россией и миром

№90
Материал из газеты

Эксперт по русскому искусству Джо Викери рассказала о своей миссии в агентстве Vickery Art и на посту главного редактора Russian Art Focus

Чуть больше года назад международный директор русского отдела Sotheby’s Джоанна Викери покинула компанию после 20 лет работы в аукционном доме. За минувший год, несмотря на пандемию, она успела не только родить вторую дочку, но и запустить собственное агентство, которое консультирует частных коллекционеров и целые институции, а также представляет и продвигает художников на международном рынке. Главная специализация Vickery Art — искусство России и стран бывшего Советского Союза. Кроме того, в начале 2021 года Джо Викери стала главным редактором Russian Art Focus, интернет-издания о русском искусстве на английском языке, инициированного меценатами Инной Баженовой и Дмитрием Аксеновым. Так что теперь вся профессиональная деятельность Викери направлена на то, чтобы сделать русских художников более известными и востребованными на Западе.

«Когда я начала работать с русскими коллекционерами 20 лет назад, их интересовало только свое искусство, но все переменилось. Я верю в то, что когда-нибудь некоторые русские будут признаны великими коллекционерами своего времени, — отмечает Джо Викери. И добавляет: — Многие уже создали или создают частные музеи для размещения своих собраний». Отвечая на вопрос о том, на кого из русских художников коллекционерам стоит обратить пристальное внимание, она называет Евгения Антуфьева, Алису Иоффе, Саню Кантаровского, Таус Махачеву, Анатолия Осмоловского и Ольгу Чернышеву.

Увлечение Джо Викери Россией началось в университете, где она изучала русский язык. Ее диссертация была посвящена малоизвестной шотландской художнице (Джо сама родом из Эдинбурга) Кристине Робертсон, которая впервые приехала в Россию в 1839 году и быстро стала известной в Петербурге светской портретисткой, а позже даже была приглашена ко двору писать портреты Николая I и его семейства. 

В далеком 1994 году амбициозная выпускница с дипломом искусствоведа написала в Sotheby’s письмо с просьбой пройти стажировку в отделе русского искусства. Получив начальный опыт работы в аукционном доме на младших должностях, вскоре она присоединилась к русскому отделу.

Карьера Джо Викери в Sotheby’s пришлась на бурный период взлетов и падений рынка русского искусства. С 2004 по 2008 год — время настоящего русского арт-бума, когда специально учрежденные для российских коллекционеров престижные вечерние аукционы русского искусства неизменно заканчивались новыми рекордами цен. Однако этот пузырь внезапно лопнул в кризис 2008 года, и затем последовал долгий период застоя.

Несмотря на свои размеры и мощь, Россия с точки зрения международного арт-рынка остается слепой зоной, мало понятной для большинства и многих пугающей. Джо Викери хотела бы изменить это восприятие. «Русский арт-рынок не очень хорошо интегрирован в международный. Но это невероятно яркая и развивающаяся область», — считает она. Отчасти проблема, по ее мнению, заключается в отсутствии международных выставок русского искусства. «Мы должны стремиться навести эти культурные мосты и сказать, что дело не только в политике. Там много всего происходит. У России такое богатое наследие, и это то, на что я хочу обратить внимание», — признается она. Несмотря на то что после 2014 года российский рынок серьезно пострадал, собственное исследование Викери в прошлом году показало, что в 2018–2019 годах аукционный рынок вырос на 17%.

Во время пандемии арт-рынок в Москве сохранил активность. В сентябре даже состоялась ярмарка Cosmoscow. Викери указывает на московский аукционный дом Vladey, специализирующийся на российском современном искусстве: «Пару лет назад было около 5 продаж в год, а в прошлом году — 39, большинство из которых были онлайн». Есть и другие обнадеживающие ростки, такие как стремительно набравшая популярность в период карантина группа в Facebook по продаже произведений искусства, созданная коллекционером и дилером Максимом Боксером. У Викери своя оптика в отношении этого проекта. Она заметила, что около 70% художников и участников, коллекционеров и просто разовых покупателей, в группе — женщины. Об этой ярко выраженной girl power (не буквально «девичьей силе» как культурном феномене третьей волны феминизма, но шире — роли женщин) в российской арт-индустрии не принято говорить внутри страны, а Викери подчеркивает это обстоятельство. Однако она же отмечает, что в области гендерного равновесия арт-рынку России еще предстоит пройти большой путь. Согласно ее исследованию, в течение последних трех лет, с 2018 по 2020 год, доля художников-женщин на лондонских русских торгах не превышала 7,8%. «Я видела несколько русских аукционов даже за последние несколько лет, на которых вообще не было художниц! Или всего пара, но этого достаточно», — добавляет она. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+