18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Покровительницы женщин в искусстве сами оказались не у дел

№89
Материал из газеты

Некоммерческий фонд, осуществивший во Флоренции 70 реставрационных проектов, закрывается из-за недостатка средств

Однажды в Музее Сан-Марко во Флоренции американка Джейн Форчун заметила, что «Оплакивание со святыми» отчаянно нуждается в реставрации. Картину эту написал вовсе не Фра Анджелико, прославивший упомянутую обитель, а малоизвестная монахиня и художница XVI века Плаутилла Нелли. На тот момент, в 2006 году, было известно лишь о трех произведениях, подписанных ею. Форчун, жившая тогда во Флоренции, решила спонсировать реставрацию «Оплакивания».

Именно этот проект вдохновил меценатку на создание Фонда продвижения творчества художников-женщин (Advancing Women Artists foundation) — американской некоммерческой организации, которая разыскивает, реставрирует и показывает публике работы флорентийских художниц. За минувшие годы фонд отреставрировал 70 произведений искусства, созданных в период с XVI по XX век и хранящихся большей частью в государственных музеях; среди них — работы Артемизии Джентилески, Маризы Мори, Адрианы Пинкерле и Элизабет Шаплен. А последним проектом фонда станет реставрация пары монументальных овальных полотен художницы XVIII века Виоланте Феррони. После того как в мае 2021 года их вернут госпиталю Сан-Джованни ди Дио, организация прекратит свое существование из-за нехватки средств.

Когда-то, на первых порах, Джейн Форчун изучала литературу и составляла своего рода wish list, который стремительно разросся после того, как они с директором фонда Линдой Фальконе стали обходить городские музеи, спрашивая у директоров, какие вещи в их коллекциях нуждаются в реставрации. «Ни у меня, ни у Джейн не было искусствоведческого образования, так что выглядело это весьма необычно, — говорит Фальконе. — Не то чтобы мы действовали не по правилам — мы попросту не знали правил».

Выявив произведения, которым удалось попасть в государственные коллекции, но не в историю искусства, фонд взялся за всесторонний процесс реставрации. «Мы стремились не только восстановить красочный слой картины, — объясняет Фальконе, — но и реконструировать личность художницы вместе с ее наследием». В этих целях фонд финансировал профессиональные фотосъемки, исследования, издание книг, чтение лекций и проведение выставок — часто сов­местно с музеями города. Плаутилла Нелли — яркий пример успеха: всего за десятилетие число атрибутированных ей работ выросло до 17-ти.

В 2019 году фонд договорился о размещении после десятилетней реставрации самой большой из картин Нелли, семиметровой «Тайной вечери», в постоянной экспозиции музея при базилике Санта-Мария Новелла. Для Форчун завершение этой реставрации стало финальной точкой в ее меценатстве. Еще в 2017 году она объявила, что перестанет финансово поддерживать фонд после того, как шедевр Нелли окажется в музее; год спустя она умерла.

«Думаю, это показательная история, — рассуждает Фальконе. — Нашей задачей было не отреставрировать все до единой работы, созданные женщинами, а поставить вопрос: где женщины?» Хотя фонду и удалось подогреть интерес к этой теме, все же неясно, кто теперь примет эстафету — и в идейном, и в финансовом отношении.

«Мы настроены продолжать их дело», — заявляет директор Галереи Уффици Айке Шмидт. По его словам, сейчас в реставрационных мастерских Уффици находится около десятка произведений, созданных художницами прошлого. При этом музей увеличил число работ художников-женщин в постоянной экспозиции и ежегодно устраивает две выставки, им посвященные. Палаццо Питти, входящий в то же музейное объединение, что и Уффици, еще в 2014 году отреставрировал статую авторства Маргерит де Бавье-Шаффур. Фальконе отмечает, что в последние годы и другие музеи проводили реставрацию произведений, созданных женщинами.

Айке Шмидт надеется, что местные организации, финансирующие реставрационные работы, начнут проявлять больше интереса к произведениям женщин, и обращает внимание на то, что это уже вошло в практику фондов при итальянских банках. «Двадцать лет назад было очень трудно найти средства на реставрацию произведений неизвестных авторов из прошлого, — говорит директор Уффици, рассказывая о популяризаторской роли упраздняемой ныне организации. — Теперь же люди в более крупных фондах понимают, что благодаря реставрации они могут вернуть кого-то из забвения».  

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+