Покровительницы женщин в искусстве сами оказались не у дел

№89, март 2021
№89
Материал из газеты

Некоммерческий фонд, осуществивший во Флоренции 70 реставрационных проектов, закрывается из-за недостатка средств

Реставраторы Фонда продвижения художников-женщин Элизабет Викс и Марина Винченти работают над картиной Виоланте Феррони «Святой Иоанн Божий, исцеляющий жертв чумы» (1756). Фото: Фонд Advancing Women Artists foundatio
Реставраторы Фонда продвижения художников-женщин Элизабет Викс и Марина Винченти работают над картиной Виоланте Феррони «Святой Иоанн Божий, исцеляющий жертв чумы» (1756).
Фото: Фонд Advancing Women Artists foundatio

Однажды в Музее Сан-Марко во Флоренции американка Джейн Форчун заметила, что «Оплакивание со святыми» отчаянно нуждается в реставрации. Картину эту написал вовсе не Фра Анджелико, прославивший упомянутую обитель, а малоизвестная монахиня и художница XVI века Плаутилла Нелли. На тот момент, в 2006 году, было известно лишь о трех произведениях, подписанных ею. Форчун, жившая тогда во Флоренции, решила спонсировать реставрацию «Оплакивания».

Именно этот проект вдохновил меценатку на создание Фонда продвижения творчества художников-женщин (Advancing Women Artists foundation) — американской некоммерческой организации, которая разыскивает, реставрирует и показывает публике работы флорентийских художниц. За минувшие годы фонд отреставрировал 70 произведений искусства, созданных в период с XVI по XX век и хранящихся большей частью в государственных музеях; среди них — работы Артемизии Джентилески, Маризы Мори, Адрианы Пинкерле и Элизабет Шаплен. А последним проектом фонда станет реставрация пары монументальных овальных полотен художницы XVIII века Виоланте Феррони. После того как в мае 2021 года их вернут госпиталю Сан-Джованни ди Дио, организация прекратит свое существование из-за нехватки средств.

Реставраторы Фонда продвижения художников-женщин Элизабет Викс и Марина Винченти. Фото: Фонд Advancing Women Artists foundatio
Реставраторы Фонда продвижения художников-женщин Элизабет Викс и Марина Винченти.
Фото: Фонд Advancing Women Artists foundatio

Когда-то, на первых порах, Джейн Форчун изучала литературу и составляла своего рода wish list, который стремительно разросся после того, как они с директором фонда Линдой Фальконе стали обходить городские музеи, спрашивая у директоров, какие вещи в их коллекциях нуждаются в реставрации. «Ни у меня, ни у Джейн не было искусствоведческого образования, так что выглядело это весьма необычно, — говорит Фальконе. — Не то чтобы мы действовали не по правилам — мы попросту не знали правил».

Выявив произведения, которым удалось попасть в государственные коллекции, но не в историю искусства, фонд взялся за всесторонний процесс реставрации. «Мы стремились не только восстановить красочный слой картины, — объясняет Фальконе, — но и реконструировать личность художницы вместе с ее наследием». В этих целях фонд финансировал профессиональные фотосъемки, исследования, издание книг, чтение лекций и проведение выставок — часто сов­местно с музеями города. Плаутилла Нелли — яркий пример успеха: всего за десятилетие число атрибутированных ей работ выросло до 17-ти.

В 2019 году фонд договорился о размещении после десятилетней реставрации самой большой из картин Нелли, семиметровой «Тайной вечери», в постоянной экспозиции музея при базилике Санта-Мария Новелла. Для Форчун завершение этой реставрации стало финальной точкой в ее меценатстве. Еще в 2017 году она объявила, что перестанет финансово поддерживать фонд после того, как шедевр Нелли окажется в музее; год спустя она умерла.

Реставратор Элизабет Вилкс проводит пробу на небольшом участке картины Виоланте Феррони «Святой Иоанн Божий, исцеляющий жертв чумы» (1756). Фото: Фонд Advancing Women Artists foundatio
Реставратор Элизабет Вилкс проводит пробу на небольшом участке картины Виоланте Феррони «Святой Иоанн Божий, исцеляющий жертв чумы» (1756).
Фото: Фонд Advancing Women Artists foundatio

«Думаю, это показательная история, — рассуждает Фальконе. — Нашей задачей было не отреставрировать все до единой работы, созданные женщинами, а поставить вопрос: где женщины?» Хотя фонду и удалось подогреть интерес к этой теме, все же неясно, кто теперь примет эстафету — и в идейном, и в финансовом отношении.

«Мы настроены продолжать их дело», — заявляет директор Галереи Уффици Айке Шмидт. По его словам, сейчас в реставрационных мастерских Уффици находится около десятка произведений, созданных художницами прошлого. При этом музей увеличил число работ художников-женщин в постоянной экспозиции и ежегодно устраивает две выставки, им посвященные. Палаццо Питти, входящий в то же музейное объединение, что и Уффици, еще в 2014 году отреставрировал статую авторства Маргерит де Бавье-Шаффур. Фальконе отмечает, что в последние годы и другие музеи проводили реставрацию произведений, созданных женщинами.

Айке Шмидт надеется, что местные организации, финансирующие реставрационные работы, начнут проявлять больше интереса к произведениям женщин, и обращает внимание на то, что это уже вошло в практику фондов при итальянских банках. «Двадцать лет назад было очень трудно найти средства на реставрацию произведений неизвестных авторов из прошлого, — говорит директор Уффици, рассказывая о популяризаторской роли упраздняемой ныне организации. — Теперь же люди в более крупных фондах понимают, что благодаря реставрации они могут вернуть кого-то из забвения».  

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
5
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+