18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Не только ван Гог

№89
Материал из газеты

Обзор нидерландского искусства XIX века знакомит с художниками, о которых забыли совершенно напрасно

Книгу «Зеркало реальности», вышедшую на английском языке, написала Дженни Рейнартс, главный куратор отдела живописи XVIII–XIX веков в Рейкс­музеуме. Издание изобилует информацией и аналитическими исследованиями, но читается очень легко.

Помимо материалов о всемирно известных художниках вроде Йосефа Исраэлса, Ари Шеффера и Винсента ван Гога, в книге представлен актуальный анализ творчества фигур, не слишком известных за пределами Нидерландов, иногда только из-за того, что литература о них существовала лишь на голландском языке. Между тем по ходу чтения приходит осознание интернационального характера тогдашнего нидерландского искусства. Впечатляют любознательность и целеустремленность художников, их взаимодействие с другими творцами в Европе и вне ее. Например, в первой половине XIX века нидерландских живописцев вновь привлекла Италия, как уже бывало за столетия до того. Да и вообще они нередко работали за пределами своей страны. Популярность романтической пейзажной живописи подвигла Баренда Корнелиса Куккука на переезд в Германию, где он писал (и успешно продавал) виды долины Рейна. Признанные звезды своего времени получили признание вне родины — тот же Шеффер и Йохан Бартольд Йонгкинд в Париже, Лоуренс Альма-Тадема в Лондоне. Как ни удивительно, Раден Салех из голландской Ост-Индии, с острова Ява, тоже стал широко известен в Европе.

Важный предмет обсуждения в этом труде — постоянное, на протяжении всего XIX столетия, влияние славы Голландии века позапрошлого, считавшегося золотым. Восхищение им испытывали повсеместно. Французские писатели и художники были особенно очарованы искусством и пейзажами Голландии — и этот интерес осознавал, в частности, ван Гог, который пытался обратить его в свою пользу, живя во Франции.

В последнем разделе рассматриваются всевозможные направления конца века — fin de siècle, их Рейнартс исследует в социальном контексте. Многие художники были членами международных кружков. Например, полуяванец Ян Тороп, который проявлял большую активность на европейской сцене и заслуженно стал одним из героев книги. А вот фигуре ван Гога автор уделил, пожалуй, чрезмерное внимание, учитывая обширность повсеместно доступной информации о нем. Это делает последнюю главу несколько несбалансированной по объему. К счастью, Рейнартс не забыла о роли и оригинальности творчества художников-женщин — Терезы Шварце и Сюзи Робертсон. Их работы рассматриваются наряду с мощными полотнами Георга Хендрика Брейтнера, запоминающимися композициями Маттейса Мариса и Виллема Витсена, изысканными картинами Флориса Верстера и рассудительными — художника-критика Яна Вета. Материал этот, мало знакомый читателю за пределами Нидерландов, подан основательно и увлекательно.  

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+