18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Не только ван Гог

№89
Материал из газеты

Обзор нидерландского искусства XIX века знакомит с художниками, о которых забыли совершенно напрасно

Книгу «Зеркало реальности», вышедшую на английском языке, написала Дженни Рейнартс, главный куратор отдела живописи XVIII–XIX веков в Рейкс­музеуме. Издание изобилует информацией и аналитическими исследованиями, но читается очень легко.

Помимо материалов о всемирно известных художниках вроде Йосефа Исраэлса, Ари Шеффера и Винсента ван Гога, в книге представлен актуальный анализ творчества фигур, не слишком известных за пределами Нидерландов, иногда только из-за того, что литература о них существовала лишь на голландском языке. Между тем по ходу чтения приходит осознание интернационального характера тогдашнего нидерландского искусства. Впечатляют любознательность и целеустремленность художников, их взаимодействие с другими творцами в Европе и вне ее. Например, в первой половине XIX века нидерландских живописцев вновь привлекла Италия, как уже бывало за столетия до того. Да и вообще они нередко работали за пределами своей страны. Популярность романтической пейзажной живописи подвигла Баренда Корнелиса Куккука на переезд в Германию, где он писал (и успешно продавал) виды долины Рейна. Признанные звезды своего времени получили признание вне родины — тот же Шеффер и Йохан Бартольд Йонгкинд в Париже, Лоуренс Альма-Тадема в Лондоне. Как ни удивительно, Раден Салех из голландской Ост-Индии, с острова Ява, тоже стал широко известен в Европе.

Важный предмет обсуждения в этом труде — постоянное, на протяжении всего XIX столетия, влияние славы Голландии века позапрошлого, считавшегося золотым. Восхищение им испытывали повсеместно. Французские писатели и художники были особенно очарованы искусством и пейзажами Голландии — и этот интерес осознавал, в частности, ван Гог, который пытался обратить его в свою пользу, живя во Франции.

В последнем разделе рассматриваются всевозможные направления конца века — fin de siècle, их Рейнартс исследует в социальном контексте. Многие художники были членами международных кружков. Например, полуяванец Ян Тороп, который проявлял большую активность на европейской сцене и заслуженно стал одним из героев книги. А вот фигуре ван Гога автор уделил, пожалуй, чрезмерное внимание, учитывая обширность повсеместно доступной информации о нем. Это делает последнюю главу несколько несбалансированной по объему. К счастью, Рейнартс не забыла о роли и оригинальности творчества художников-женщин — Терезы Шварце и Сюзи Робертсон. Их работы рассматриваются наряду с мощными полотнами Георга Хендрика Брейтнера, запоминающимися композициями Маттейса Мариса и Виллема Витсена, изысканными картинами Флориса Верстера и рассудительными — художника-критика Яна Вета. Материал этот, мало знакомый читателю за пределами Нидерландов, подан основательно и увлекательно.  

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+