Портрет покупателя искусства

По заказу российских антикваров Государственный институт искусствознания провел социологическое исследование среди покупателей искусства.

На проходящем сейчас XXXVII Российском антикварном салоне в ЦДХ Государственный институт искусствознания представил результаты социологического исследования, которое проводилось по заказу Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров. Все девять дней предыдущего, весеннего, салона группа социологов ГИИ при поддержке волонтеров, студентов профильных вузов, предлагала любителям антиквариата, пришедшим в ЦДХ, ответить на вопросы подробной анкеты. Респонденты к заполнению анкеты отнеслись ответственно и, по словам социологов, дали хороший материал для изучения.

Оказывается, большая часть посетителей салона — люди «в расцвете лет» (женщин среди них несколько больше, чем мужчин), называющие Интернет в качестве одного из наиболее востребованных источников информации о мероприятии. По преимуществу это предприниматели, сотрудники частных компаний и представители творческих профессий. За годы существования Российского антикварного салона у него сформировалась устойчивая лояльная аудитория, однако без признаков застоя: около трети опрошенных начали посещать ярмарку только два-три года назад. Ответы на вопрос о мотивах посещения показали, что около половины посетителей пришли с четким намерением совершить покупку или как минимум прицениться к интересующим предметам.

Значительная часть респондентов — потомственные собиратели (в семьях их родителей тоже есть произведения искусства), которые уже совершали самостоятельные покупки антиквариата и хотя бы частично знают провенанс своих коллекций. Они предпочитают покупать антиквариат в галереях, на ярмарках и у владельцев (в России) и в галереях, на ярмарках и на аукционах (за рубежом), и чаще всего их интересует русская живопись. Более половины готовы выйти со своей коллекцией в публичное пространство: сотрудничать с музеями, участвовать в издательских проектах и выставках. При этом каждый пятый посетитель считает, что на пути развития антикварного рынка в России нет препятствий, и в два раза больше людей оценивают ситуацию с точностью до наоборот (указывая на конкретные проблемы).

Те респонденты, которые ничего не купили на салоне, жалуются на слишком высокие цены, безуспешные поиски того, что им интересно, недоверие к экспертизе и даже на отсутствие внимания со стороны продавца. Определяя стоимость предметов антиквариата, посетители в большинстве своем предпочитают прислушиваться к мнению профессионалов и (в меньшей степени) ориентироваться на результаты аукционных торгов и суждения знакомых.

Свои доходы большая часть ответивших на вопросы анкеты деликатно называет «средними», и треть без проблем готовы расстаться с суммой до 100 тыс. руб. Пятая часть опрошенных может позволить себе траты в пределах 1 млн руб., шестая часть — более 1 млн руб. Заявивших о желании купить что-либо на салоне оказалось в четыре раза больше, чем тех, кто хотел бы продать антиквариат.

Что касается самой организации Российского антикварного салона, то посетители, указывая на проблемы с навигацией и недостаток мест для отдыха, в целом высоко оценивают мероприятие.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Королева Елизавета II и ее предпочтения в искусстве
Платиновый юбилей, или 70-летие, царствования королевы Елизаветы II, пик празднований которого пришелся на июнь, привлек новую волну внимания к личности монарха, которому простительно быть выше вкуса
26.07.2022
Королева Елизавета II и ее предпочтения в искусстве
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+