18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Финская сага о русском меценатстве

№89
Материал из газеты

Ровно 100 лет назад Финляндия получила в дар по завещанию коллекцию искусства старых мастеров, собранную купцом Павлом Синебрюховым и его женой Фанни

Иногда его называют «мини-Эрмитажем»— и любому жителю Хельсинки понятно, что речь о Музее Синебрюхова. Он расположен в центре города и окружен старинным парком. В красивом, превосходно отреставрированном особняке, построенном в 1842 году для купеческой семьи из России, под одной крышей живут произведения Якопо Бассано, Лукаса Кранаха Старшего, Рембрандта, Якоба ван Рёйсдала, Хусепе де Риберы, Джованни Баттисты Тьеполо. Это собрание и столетие спустя удерживает два давних рекорда: оно до сих пор является крупнейшей частной коллекцией старых мастеров в странах Северной Европы, и, кроме того, дар Синебрюховых остается самым значительным частным пожертвованием искусства за всю историю Финляндии.

По завещанию Фанни Синебрюховой, основанном на пожелании ее покойного мужа Павла, главным условием при передаче их коллекции государству было то, чтобы все произведения хранились вместе и были бы доступны для публики. С конца 1921 года музей стал функционировать в качестве домашнего. Он размещался в четырех залах — в той же обстановке, что и при Фанни, пережившей мужа на четыре года. Музей, который первоначально находился на попечении Художественного общества Финляндии, был открыт для посещения в первой половине дня лишь для небольших групп — во избежание порчи ценного паркета и по прочим соображениям сохранности.

В 1939 году уникальную коллекцию едва удалось спасти от бомбежек, экспонаты успели спрятать в хранилище буквально в последний момент. Сам же дом в результате бомбардировки получил существенные повреждения. После войны, с 1945 по 1959 год, он сдавался в аренду химической лаборатории Технологического университета Хельсинки; тогда оттуда исчезли исторические двери и ценный паркет. Члены семьи Синебрюховых проводили первую реконструкцию здания за свой счет. После ее окончания в 1959 году коллекция наконец вернулась домой.

В 1975 году государство выкупило у семьи Синебрюховых исторический особняк, а пять лет спустя было решено присоединить собрание европейской живописи, находившееся прежде в музее Атенеум, к коллекции Синебрюховых. Это объединенное собрание, богатое и разнообразное, обосновалось в Музее Синебрюхова (Sinebrychoffin taidemuseo), который тогда же стал составной частью Национальной художественной галереи Финляндии — наряду с Атенеумом, где представлено финское искусство, и «Киасмой», музеем современного искусства. В 2002–2003 годах была проведена исторически точная, детальная реконструкция здания, благодаря которой его экстерьер и все внутренние пространства обрели прежний вид — каким он был в 1910-е годы.

К нынешнему юбилею руководство музея и концерн Oy Sinebrychoff Ab, который продолжает поддерживать тесные связи с этой культурной институцией, подошли со всем тщанием, стремясь отметить знаменательную дату наилучшим образом — вопреки коронавирусным обстоятельствам. Как рассказали нам директор музея Кирси Эскелинен и куратор юбилейной выставки «Путешествия собирателей» Салла Хейно, первоначально планировалось отпраздновать 100-летие передачи коллекции Синебрюховых в дар финскому народу, показав их коллекцию в соседстве с произведениями из зарубежных собраний, однако в условиях пандемии пришлось изменить концепцию, и сейчас публике представлена версия, основанная на собственных фондах музея.

«Сделав коллекцию Синебрюховых ядром выставки, музей привлек и другие собрания, прежде всего те, что принадлежали когда-то коллекционерам одного круга», — уточнила Салла Хейно. А Кирси Эскелинен добавила, что именно на фигуры коллекционеров искусства устроители выставки обращали главное внимание: «Кто были эти люди? Чем они руководствовались? Какие интересные истории с ними происходили? Что они хотели сказать своими коллекциями и что мы видим в них сегодня?»

Выставка будет работать весь юбилейный год — до января 2022-го. В экспозиции представлено 130 работ из коллекций Синебрюховых, Хьялмара Линдера, Яло Сихтолы, Хермана Антелла и других. Прежде всего это живопись — с добавлением выдающейся графики, коллекционного фарфора, редкой мебели, миниатюр. Многие из экспонатов демонстрируются впервые или после долгого пребывания в запаснике. Обращают на себя внимание пейзажи Рёйсдала, не выставлявшийся прежде портрет кисти Элизабетты Сирани «Молодая женщина в тюрбане», графика Арнольда Хаубракена и Рембрандта. Здесь можно встретить превосходные работы Якопо Бассано, Джузеппе Креспи, Шарля-Франсуа Добиньи, ученика Рембрандта Исаака де Йодервиля. Специально к выставке была отреставрирована картина Луки Карлевариса «Средиземноморская гавань».

Зритель словно оказывается в путешествии вместе с теми людьми, ценителями искусства, которые когда-то любили и хорошо знали искусство Европы. А чтобы связать впечатления разных поколений, организаторы дополнили старые собрания двумя современными медиаработами о Риме, которые на свой лад продолжают тему Вечного города.


Коллекция Павла и Фанни Синебрюховых

Получивший известность в Финляндии купец, пивопромышленник и меценат Павел Павлович Синебрюхов (1859–1917) в конце XIX — начале XX века собрал и впоследствии передал в дар стране уникальную художественную коллекцию. Внук торговца из Гавриловой слободы во Владимирской губернии и сын купца, чье дело расцвело в Финляндии, он был первым человеком в этой семье, кто получил университетское образование. И женился он на представительнице совсем другого круга: семья популярной в Хельсинки актрисы Шведского театра Фанни Гран (1862–1924) состояла из архитекторов, педагогов, людей искусства. Художественную коллекцию Павел Синебрюхов начал собирать в 1884 году — в период их свадебного путешествия по Европе — и посвятил своему увлечению 30 лет жизни. Жена разделяла с ним эту страсть.

Павла Павловича особенно интересовали шведские портреты и работы старых голландцев, в то время как Фанни с не меньшим азартом собирала фарфор. Оба любили миниатюры и ценили редкую старинную мебель. Эксперты обращают внимание на то, что для бездетной пары приобретаемые ими произведения искусства словно становились их детьми. И действительно, есть трогательные документальные свидетельства именно такого отношения супругов к ряду картин из их коллекции, например к «Портрету мальчика» работы Франца Лёйкста. По воле Павла Синебрюхова, скончавшегося в ноябре 1917 года, его жена завещала их совместную коллекцию финскому народу. Передача собрания в ведение Художественного общества Финляндии состоялась еще при ее жизни, в начале 1921 года.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+