Финская сага о русском меценатстве

№89, март 2021
№89
Материал из газеты

Ровно 100 лет назад Финляндия получила в дар по завещанию коллекцию искусства старых мастеров, собранную купцом Павлом Синебрюховым и его женой Фанни

Здание Музея Синебрюхова в Хельсинки. Фото: Arno de la Chapelle
Здание Музея Синебрюхова в Хельсинки.
Фото: Arno de la Chapelle

Иногда его называют «мини-Эрмитажем»— и любому жителю Хельсинки понятно, что речь о Музее Синебрюхова. Он расположен в центре города и окружен старинным парком. В красивом, превосходно отреставрированном особняке, построенном в 1842 году для купеческой семьи из России, под одной крышей живут произведения Якопо Бассано, Лукаса Кранаха Старшего, Рембрандта, Якоба ван Рёйсдала, Хусепе де Риберы, Джованни Баттисты Тьеполо. Это собрание и столетие спустя удерживает два давних рекорда: оно до сих пор является крупнейшей частной коллекцией старых мастеров в странах Северной Европы, и, кроме того, дар Синебрюховых остается самым значительным частным пожертвованием искусства за всю историю Финляндии.

Павел Павлович Синебрюхов в своем кабинете. 1910-е. Фото: Signe Brander/Museovirasto
Павел Павлович Синебрюхов в своем кабинете. 1910-е.
Фото: Signe Brander/Museovirasto

По завещанию Фанни Синебрюховой, основанном на пожелании ее покойного мужа Павла, главным условием при передаче их коллекции государству было то, чтобы все произведения хранились вместе и были бы доступны для публики. С конца 1921 года музей стал функционировать в качестве домашнего. Он размещался в четырех залах — в той же обстановке, что и при Фанни, пережившей мужа на четыре года. Музей, который первоначально находился на попечении Художественного общества Финляндии, был открыт для посещения в первой половине дня лишь для небольших групп — во избежание порчи ценного паркета и по прочим соображениям сохранности.

В 1939 году уникальную коллекцию едва удалось спасти от бомбежек, экспонаты успели спрятать в хранилище буквально в последний момент. Сам же дом в результате бомбардировки получил существенные повреждения. После войны, с 1945 по 1959 год, он сдавался в аренду химической лаборатории Технологического университета Хельсинки; тогда оттуда исчезли исторические двери и ценный паркет. Члены семьи Синебрюховых проводили первую реконструкцию здания за свой счет. После ее окончания в 1959 году коллекция наконец вернулась домой.

Якопо Бассано. «Дева Мария с Иоанном Крестителем и св. Антонием аббатом». 1560–1565. Фото: Hannu Aaltonen/Finnish National Gallery
Якопо Бассано. «Дева Мария с Иоанном Крестителем и св. Антонием аббатом». 1560–1565.
Фото: Hannu Aaltonen/Finnish National Gallery

В 1975 году государство выкупило у семьи Синебрюховых исторический особняк, а пять лет спустя было решено присоединить собрание европейской живописи, находившееся прежде в музее Атенеум, к коллекции Синебрюховых. Это объединенное собрание, богатое и разнообразное, обосновалось в Музее Синебрюхова (Sinebrychoffin taidemuseo), который тогда же стал составной частью Национальной художественной галереи Финляндии — наряду с Атенеумом, где представлено финское искусство, и «Киасмой», музеем современного искусства. В 2002–2003 годах была проведена исторически точная, детальная реконструкция здания, благодаря которой его экстерьер и все внутренние пространства обрели прежний вид — каким он был в 1910-е годы.

Иероним Франкен II. «Ценители искусства в галерее». Между 1607 и 1623. Фото: Yehia Eweis/Finnish National Gallery
Иероним Франкен II. «Ценители искусства в галерее». Между 1607 и 1623.
Фото: Yehia Eweis/Finnish National Gallery

К нынешнему юбилею руководство музея и концерн Oy Sinebrychoff Ab, который продолжает поддерживать тесные связи с этой культурной институцией, подошли со всем тщанием, стремясь отметить знаменательную дату наилучшим образом — вопреки коронавирусным обстоятельствам. Как рассказали нам директор музея Кирси Эскелинен и куратор юбилейной выставки «Путешествия собирателей» Салла Хейно, первоначально планировалось отпраздновать 100-летие передачи коллекции Синебрюховых в дар финскому народу, показав их коллекцию в соседстве с произведениями из зарубежных собраний, однако в условиях пандемии пришлось изменить концепцию, и сейчас публике представлена версия, основанная на собственных фондах музея.

«Сделав коллекцию Синебрюховых ядром выставки, музей привлек и другие собрания, прежде всего те, что принадлежали когда-то коллекционерам одного круга», — уточнила Салла Хейно. А Кирси Эскелинен добавила, что именно на фигуры коллекционеров искусства устроители выставки обращали главное внимание: «Кто были эти люди? Чем они руководствовались? Какие интересные истории с ними происходили? Что они хотели сказать своими коллекциями и что мы видим в них сегодня?»

Якоб ван Рёйсдал. «Дом на скале». Между 1628 и 1682. Фото: Hannu Aaltonen/Finnish National Gallery
Якоб ван Рёйсдал. «Дом на скале». Между 1628 и 1682.
Фото: Hannu Aaltonen/Finnish National Gallery

Выставка будет работать весь юбилейный год — до января 2022-го. В экспозиции представлено 130 работ из коллекций Синебрюховых, Хьялмара Линдера, Яло Сихтолы, Хермана Антелла и других. Прежде всего это живопись — с добавлением выдающейся графики, коллекционного фарфора, редкой мебели, миниатюр. Многие из экспонатов демонстрируются впервые или после долгого пребывания в запаснике. Обращают на себя внимание пейзажи Рёйсдала, не выставлявшийся прежде портрет кисти Элизабетты Сирани «Молодая женщина в тюрбане», графика Арнольда Хаубракена и Рембрандта. Здесь можно встретить превосходные работы Якопо Бассано, Джузеппе Креспи, Шарля-Франсуа Добиньи, ученика Рембрандта Исаака де Йодервиля. Специально к выставке была отреставрирована картина Луки Карлевариса «Средиземноморская гавань».

Зритель словно оказывается в путешествии вместе с теми людьми, ценителями искусства, которые когда-то любили и хорошо знали искусство Европы. А чтобы связать впечатления разных поколений, организаторы дополнили старые собрания двумя современными медиаработами о Риме, которые на свой лад продолжают тему Вечного города.


Коллекция Павла и Фанни Синебрюховых

Павел Синебрюхов и Фанни Гран. 1883. Фото: Johannes Jaeger
Павел Синебрюхов и Фанни Гран. 1883.
Фото: Johannes Jaeger

Получивший известность в Финляндии купец, пивопромышленник и меценат Павел Павлович Синебрюхов (1859–1917) в конце XIX — начале XX века собрал и впоследствии передал в дар стране уникальную художественную коллекцию. Внук торговца из Гавриловой слободы во Владимирской губернии и сын купца, чье дело расцвело в Финляндии, он был первым человеком в этой семье, кто получил университетское образование. И женился он на представительнице совсем другого круга: семья популярной в Хельсинки актрисы Шведского театра Фанни Гран (1862–1924) состояла из архитекторов, педагогов, людей искусства. Художественную коллекцию Павел Синебрюхов начал собирать в 1884 году — в период их свадебного путешествия по Европе — и посвятил своему увлечению 30 лет жизни. Жена разделяла с ним эту страсть.

Павла Павловича особенно интересовали шведские портреты и работы старых голландцев, в то время как Фанни с не меньшим азартом собирала фарфор. Оба любили миниатюры и ценили редкую старинную мебель. Эксперты обращают внимание на то, что для бездетной пары приобретаемые ими произведения искусства словно становились их детьми. И действительно, есть трогательные документальные свидетельства именно такого отношения супругов к ряду картин из их коллекции, например к «Портрету мальчика» работы Франца Лёйкста. По воле Павла Синебрюхова, скончавшегося в ноябре 1917 года, его жена завещала их совместную коллекцию финскому народу. Передача собрания в ведение Художественного общества Финляндии состоялась еще при ее жизни, в начале 1921 года.

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
6
В скандал вокруг египетских древностей вовлекаются всё новые музеи
Круг людей и институций, связанных с незаконной покупкой египетских древностей в Европе и США, расширяется. Теперь, кроме Лувра и Метрополитен, в него вовлечены немецкие музеи
02.11.2022
В скандал вокруг египетских древностей вовлекаются всё новые музеи
7
Искусствовед Сергей Соловьев скоропостижно скончался в Москве
Церемония прощания и отпевание пройдут 4 ноября в храме Большого Вознесения у Никитских Ворот. Прощание и похороны состоятся на родине Сергея Соловьева, в городе Иваново
03.11.2022
Искусствовед Сергей Соловьев скоропостижно скончался в Москве
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+