18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тьеполо в Хельсинки: выставка открытий

На выставке «Тьеполо. Венеция на cевере» в Музее Синебрюхова встретились живопись из Мурома и графика из Национальной библиотеки Финляндии

Экспозиция «Тьеполо. Венеция на севере». Фото: Ханну Аалтонен/Национальная галерея Финляндии
Экспозиция «Тьеполо. Венеция на севере».
Фото: Ханну Аалтонен/Национальная галерея Финляндии

Музей Синебрюхова в Хельсинки в сотрудничестве с Государственным Эрмитажем, Фондом муниципальных музеев Венеции MUVE, центром «Эрмитаж-Италия» в Венеции, лондонской Национальной галереей, Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Национальной галереей Дании и рядом других крупных мировых музеев проводит выставку «Тьеполо. Венеция на севере» — первый в Финляндии монографический показ семьи Тьеполо, приуроченный к 250-летию со дня смерти Джованни Баттиста Тьеполо (1696–1770), венецианского художника XVIII века. Всего в экспозиции 23 работы маслом отца и сыновей Тьеполо, более 40 их рисунков, а также тиражная графика.

Кроме впечатляющей музейной компании и внушительного списка работ выставка удивляет количеством впервые представленных публике шедевров и неожиданно глубоким русским следом.

Джованни Баттиста Тьеполо. «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем». Дата неизвестна. Фото: Муромский историко-художественный музей
Джованни Баттиста Тьеполо. «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем». Дата неизвестна.
Фото: Муромский историко-художественный музей

Музей Синебрюхова — одна из трех составных частей Финской национальной галереи, в нем размещена коллекция европейского искусства. В ее основе — дар финских промышленников русского происхождения Павла и Фанни Синебрюховых, преподнесенный Финляндии в 1921 году. С 1980 года коллекция представлена в особняке, в котором с середины XIX века жили меценаты и где располагалась контора их пивоваренного завода.

Джованни Баттиста Тьеполо. «Латин отдает свою дочь Лавинию в жены Энею». 1753–1754. Фото: SMK Photo/Skou-Hansen/Buccarella
Джованни Баттиста Тьеполо. «Латин отдает свою дочь Лавинию в жены Энею». 1753–1754.
Фото: SMK Photo/Skou-Hansen/Buccarella

Куратор выставки и главный куратор музея Ира Вестергард обращает особое внимание на то, что «известность и популярность Тьеполо именно на севере Европы: в России, Финляндии и скандинавских странах, — это особый феномен. Он, безусловно, был вызван путешествиями российских аристократов по Европе, во время которых они покупали произведения Тьеполо, и тем обстоятельством, что огромные дворцы, необходимые для размещения его полотен столь крупных размеров, были именно в России».

Главный куратор Музея Синебрюхова Ира Вестегард и ведущий сотрудник Эрмитажа, хранитель коллекции венецианской живописи, директор центра «Эрмитаж-Италия» Ирина Артемьева в Музее Синебрюхова. Фото: Ханну Аалтонен/Национальная галерея Финляндии
Главный куратор Музея Синебрюхова Ира Вестегард и ведущий сотрудник Эрмитажа, хранитель коллекции венецианской живописи, директор центра «Эрмитаж-Италия» Ирина Артемьева в Музее Синебрюхова.
Фото: Ханну Аалтонен/Национальная галерея Финляндии

Начав работать над выставкой в 2016 году, Музей Синебрюхова обратился к Ирине Артемьевой, ведущему специалисту Государственного Эрмитажа по итальянской живописи. В результате этого сотрудничества в экспозиции из эрмитажной коллекции представлено 4 картины и более 30 рисунков Джованни Баттиста Тьеполо. И это не всё. В Муромском историко-художественном музее Ирина Артемьева обнаружила картину Тьеполо «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» из собрания графов Уваровых и помогла включить полотно в состав выставки в Хельсинки. Эту работу граф Алексей Уваров, основатель Исторического музея в Москве, вместе со своей женой приобрел, скорее всего, во время свадебного путешествия по Европе зимой 1898 года. Поразительно, но, попав в музей Мурома в 1918 году, она больше никогда и нигде, кроме его залов, не выставлялась. В итоге это произведение стало визитной карточкой юбилейной выставки Тьеполо в Хельсинки и экспонируется в отдельной нише, как «Мона Лиза» в Лувре.

Еще одним открытием этой выставки стал никогда прежде не демонстрировавшийся на публике альбом 200 гравюр Тьеполо, который был издан сыновьями мастера после смерти отца в его память предположительно в 1775 году. Известно о четырех изданиях этого выдающегося альбома. В Хельсинки можно увидеть редчайший экземпляр первого издания из коллекции «Монрепо» из состава Национальной библиотеки Финляндии. Эта коллекция собрана Андреем Львовичем Николаи, который был наставником императора Павла I и личным секретарем его жены, императрицы Марии Федоровны. Николаи приобрел альбом в мастерской сыновей Тьеполо во время свадебного путешествия Павла и его жены, в котором он их сопровождал. В 1916 году потомок Николаи Людвиг Генрих передал ценнейшее собрание предков в Национальную библиотеку Финляндии.

Доменико Тьеполо. «Постройка троянского коня». 1760. Фото: Национальная галерея, Лондон
Доменико Тьеполо. «Постройка троянского коня». 1760.
Фото: Национальная галерея, Лондон

Также впервые за более чем 200 лет полностью показан триптих кисти сына Джованни Баттиста Тьеполо — Доменико (1727–1804): «Постройка троянского коня», «Троянский конь у стен Трои» и «Разграбление Трои». Первые две части триптиха хранятся в коллекции лондонской Национальной галереи, которая также в первый раз предоставила их на выставку в Финляндии. Эти полотна попали в Лондон в начале 1930-х годов в результате большевистских распродаж искусства. Третья же часть триптиха с 1996 года находится в собрании Музея Синебрюхова.

Художественный музей Синебрюхова
Тьеполо: Венеция на севере
Из-за пандемии музей закрыт до 20 декабря 2020
Выставка работает до 10 января 2021

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
5
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
6
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
7
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+