Тьеполо в Хельсинки: выставка открытий

На выставке «Тьеполо. Венеция на cевере» в Музее Синебрюхова встретились живопись из Мурома и графика из Национальной библиотеки Финляндии

Экспозиция «Тьеполо. Венеция на севере». Фото: Ханну Аалтонен/Национальная галерея Финляндии
Экспозиция «Тьеполо. Венеция на севере».
Фото: Ханну Аалтонен/Национальная галерея Финляндии

Музей Синебрюхова в Хельсинки в сотрудничестве с Государственным Эрмитажем, Фондом муниципальных музеев Венеции MUVE, центром «Эрмитаж-Италия» в Венеции, лондонской Национальной галереей, Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Национальной галереей Дании и рядом других крупных мировых музеев проводит выставку «Тьеполо. Венеция на севере» — первый в Финляндии монографический показ семьи Тьеполо, приуроченный к 250-летию со дня смерти Джованни Баттиста Тьеполо (1696–1770), венецианского художника XVIII века. Всего в экспозиции 23 работы маслом отца и сыновей Тьеполо, более 40 их рисунков, а также тиражная графика.

Кроме впечатляющей музейной компании и внушительного списка работ выставка удивляет количеством впервые представленных публике шедевров и неожиданно глубоким русским следом.

Джованни Баттиста Тьеполо. «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем». Дата неизвестна. Фото: Муромский историко-художественный музей
Джованни Баттиста Тьеполо. «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем». Дата неизвестна.
Фото: Муромский историко-художественный музей

Музей Синебрюхова — одна из трех составных частей Финской национальной галереи, в нем размещена коллекция европейского искусства. В ее основе — дар финских промышленников русского происхождения Павла и Фанни Синебрюховых, преподнесенный Финляндии в 1921 году. С 1980 года коллекция представлена в особняке, в котором с середины XIX века жили меценаты и где располагалась контора их пивоваренного завода.

Джованни Баттиста Тьеполо. «Латин отдает свою дочь Лавинию в жены Энею». 1753–1754. Фото: SMK Photo/Skou-Hansen/Buccarella
Джованни Баттиста Тьеполо. «Латин отдает свою дочь Лавинию в жены Энею». 1753–1754.
Фото: SMK Photo/Skou-Hansen/Buccarella

Куратор выставки и главный куратор музея Ира Вестергард обращает особое внимание на то, что «известность и популярность Тьеполо именно на севере Европы: в России, Финляндии и скандинавских странах, — это особый феномен. Он, безусловно, был вызван путешествиями российских аристократов по Европе, во время которых они покупали произведения Тьеполо, и тем обстоятельством, что огромные дворцы, необходимые для размещения его полотен столь крупных размеров, были именно в России».

Главный куратор Музея Синебрюхова Ира Вестегард и ведущий сотрудник Эрмитажа, хранитель коллекции венецианской живописи, директор центра «Эрмитаж-Италия» Ирина Артемьева в Музее Синебрюхова. Фото: Ханну Аалтонен/Национальная галерея Финляндии
Главный куратор Музея Синебрюхова Ира Вестегард и ведущий сотрудник Эрмитажа, хранитель коллекции венецианской живописи, директор центра «Эрмитаж-Италия» Ирина Артемьева в Музее Синебрюхова.
Фото: Ханну Аалтонен/Национальная галерея Финляндии

Начав работать над выставкой в 2016 году, Музей Синебрюхова обратился к Ирине Артемьевой, ведущему специалисту Государственного Эрмитажа по итальянской живописи. В результате этого сотрудничества в экспозиции из эрмитажной коллекции представлено 4 картины и более 30 рисунков Джованни Баттиста Тьеполо. И это не всё. В Муромском историко-художественном музее Ирина Артемьева обнаружила картину Тьеполо «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» из собрания графов Уваровых и помогла включить полотно в состав выставки в Хельсинки. Эту работу граф Алексей Уваров, основатель Исторического музея в Москве, вместе со своей женой приобрел, скорее всего, во время свадебного путешествия по Европе зимой 1898 года. Поразительно, но, попав в музей Мурома в 1918 году, она больше никогда и нигде, кроме его залов, не выставлялась. В итоге это произведение стало визитной карточкой юбилейной выставки Тьеполо в Хельсинки и экспонируется в отдельной нише, как «Мона Лиза» в Лувре.

Еще одним открытием этой выставки стал никогда прежде не демонстрировавшийся на публике альбом 200 гравюр Тьеполо, который был издан сыновьями мастера после смерти отца в его память предположительно в 1775 году. Известно о четырех изданиях этого выдающегося альбома. В Хельсинки можно увидеть редчайший экземпляр первого издания из коллекции «Монрепо» из состава Национальной библиотеки Финляндии. Эта коллекция собрана Андреем Львовичем Николаи, который был наставником императора Павла I и личным секретарем его жены, императрицы Марии Федоровны. Николаи приобрел альбом в мастерской сыновей Тьеполо во время свадебного путешествия Павла и его жены, в котором он их сопровождал. В 1916 году потомок Николаи Людвиг Генрих передал ценнейшее собрание предков в Национальную библиотеку Финляндии.

Доменико Тьеполо. «Постройка троянского коня». 1760. Фото: Национальная галерея, Лондон
Доменико Тьеполо. «Постройка троянского коня». 1760.
Фото: Национальная галерея, Лондон

Также впервые за более чем 200 лет полностью показан триптих кисти сына Джованни Баттиста Тьеполо — Доменико (1727–1804): «Постройка троянского коня», «Троянский конь у стен Трои» и «Разграбление Трои». Первые две части триптиха хранятся в коллекции лондонской Национальной галереи, которая также в первый раз предоставила их на выставку в Финляндии. Эти полотна попали в Лондон в начале 1930-х годов в результате большевистских распродаж искусства. Третья же часть триптиха с 1996 года находится в собрании Музея Синебрюхова.

Художественный музей Синебрюхова
Тьеполо: Венеция на севере
Из-за пандемии музей закрыт до 20 декабря 2020
Выставка работает до 10 января 2021

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+