18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Золотой закат венецианской живописи

Выставка «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» позволяет любителям живописи увидеть картины из Виченцы и вспомнить живопись из Пушкинского музея

Джамбаттиста Тьеполо. «Смерть Дидоны». 1760-е. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Джамбаттиста Тьеполо. «Смерть Дидоны». 1760-е.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Выставка в Пушкинском музее объединяет три собрания итальянской живописи XVIII века: самого ГМИИ, палаццо Кьерикати в Виченце и банка «Интеза». Собрания эти, будем честны, вниманием публики не то что обойденные, но уступают более популярным коллекциям итальянского искусства. Попросту говоря, Сеттеченто — не Кватроченто, Италия в XVIII столетии уже не дарила миру, как в Ренессанс, гениев-титанов, хотя имена художников, вынесенные в название выставки, занимают должное место в истории искусств и уважаемы просвещенными зрителями.

Не секрет, что залы Пушкинского музея с поздней итальянской живописью много людей не собирают. Что же касается палаццо Кьерикати, то о нем чаще всего вспоминают не по поводу живописной коллекции, а самого в высшей степени живописного здания, построенного по рисункам Андреа Палладио. Ради великого архитектора и его творений в Виченцу из близлежащей Венеции едут толпы поклонников со всего мира. Поэтому понятно желание двух музеев объединиться и привлечь публичное внимание к своим коллекциям. Ну а зрители получают возможность внимательно рассмотреть картины и знаменитых, и малоизвестных им художников, работавших в последний век существования Венецианской республики. В 1797 году закончилась ее славная тысячелетняя история, она без сопротивления сдалась Наполеону и была присоединена к Австрии. Самостоятельная история великой венецианской живописи также завершилась, стала общеевропейской, но закат Венеции, как пишет в каталоге итальянский куратор Джованни К.Ф. Вилла, был «золотым».

Пьетро Фалька, прозванный Лонги. «Слон». 1774. Коллекция банка Интеза Санпаоло  Галереи Италии - Палаццо Леони Монтанари, Виченца. Фото: Collezione Intesa Sanpaolo, Gallerie d'Italia – Palazzo Leoni Montanari, Vicenza
Пьетро Фалька, прозванный Лонги. «Слон». 1774. Коллекция банка Интеза Санпаоло  Галереи Италии - Палаццо Леони Монтанари, Виченца.
Фото: Collezione Intesa Sanpaolo, Gallerie d'Italia – Palazzo Leoni Montanari, Vicenza

На афише выставки «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» красуется «Время, открывающее Истину» — одно из лучших, радостных и светоносных произведений экспозиции. На парящем в небесной синеве облаке возлежит прекрасная молодая полуобнаженная Истина, а рядом с ней — унылый старец Время со своей рабочей косой и ненадежными песочными часами — игрушкой в руках амура. Это авторское повторение одной из росписей потолка виллы Лоски, важнейшего создания Тьеполо, великого мастера грандиозных — многофигурных и сложносочиненных — сцен. Такого пышного Тьеполо на выставке нет, но каждая из пяти его работ по-своему замечательна. Три из них — из Пушкинского.

Картин Джованни Антонио Каналя, прозванного Каналетто, на выставке всего три, все они тоже местные. Но эффектное — много красного — «Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей» вернисажная публика рассматривала, как впервые видела. С итальянской стороны за пейзажи отвечает прежде всего Франческо Дзукарелли с величественной и поэтической «Идеальной ведутой Виченцы с аллегорией прославления Андреа Палладио», где превративший свой город в архитектурную Мекку зодчий сидит на земле с трактатом «Четыре книги об архитектуре», а перед ним скромно стоят его заморские почитатели — коллега Иниго Джонс и Томас Говард, 21-й граф Арундел. Заказчиком картины был англичанин.

Третий герой выставки, отмеченный в ее названии, — Франческо Гварди. Художника по достоинству оценили, как подчеркивается во всех публикациях о нем, во времена импрессионистов, хотя и при жизни он был весьма успешен. Во всех пяти (три из ГМИИ, две из собрания банка «Интеза») его фантазийных, мастерски исполненных пейзажах не найти традиционной четкости ведуты, изображение растворяется в цвете и свете.

Джамбаттиста Тьеполо. «Время, открывающее Истину». Около 1745 .  Городской музей Палаццо Кьерикати, Виченца. Фото: Musei Civici di Vicenza - Palazzo Chiericati
Джамбаттиста Тьеполо. «Время, открывающее Истину». Около 1745 .  Городской музей Палаццо Кьерикати, Виченца.
Фото: Musei Civici di Vicenza - Palazzo Chiericati

Но не титульными художниками интересна выставка, представляющая венецианских художников как европейских. Начинается экспозиция неожиданно — с совершенно голландского натюрморта Якоба ван де Керкховена, уроженца Антверпена, ставшего венецианцем Джакомо да Кастелло. Напротив висит цветочная композиция Элизабетты Маркиони, художницы, о которой мало что известно. Обе картины никак не соответствуют расхожему представлению о венецианской живописи. И хотя вскоре блистательный «Экстаз Святого Франциска» Джамбаттисты Пьяццетты подтверждает верность художника-венецианца великой традиции, вся экспозиция говорит не только о золотом закате, но и стремлении вперед, следовании эстетическим пристрастиям нового времени — века Просвещения. Можно сказать, что вся она о новаторстве и традициях.

Интересно, например, сравнить экспрессивные картины Джандоменико Тьеполо с гармоничными работами его отца. Или остроумные назидательные сценки из венецианской жизни мало озабоченного живописными красотами Пьетро Лонги мысленно противопоставить «малым голландцам», добившимся небывалого успеха в бытописательстве. В общем, выставка может доставить удовольствие зрителям, не зацикленным на созерцании исключительно шедевров. Заметьте, этого слова нет в ее названии.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50
Мы публикуем рейтинги посещаемости российских музеев ежегодно начиная с 2013-го и воспринимаем их как статистическое отражение реальной ситуации в музейной сфере. Для наших музеев 2022 год оказался не худшим
04.05.2023
Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50
3
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
4
Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50
Топ-50 самых популярных российских выставок за 2022 год составлен на основании опроса, проведенного нашей редакцией. Во внимание принимались только художественные выставки или те, что содержали художественную составляющую
04.05.2023
Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50
5
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
6
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
7
Музейный рейтинг, обратная связь: ни к старому, ни к новому, а к приемлемому
Приоритеты, тренды, активности и другие перспективные формы работы отечественных музеев — в нашем обзоре
04.05.2023
Музейный рейтинг, обратная связь: ни к старому, ни к новому, а к приемлемому
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+