18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка «Психея, душенька...» проходит в Эрмитаже

№89
Материал из газеты

Музей прослеживает историю развития образа Психеи в античности и русском классицизме

«Во всех ты, Душенька, нарядах хороша» — эта реплика из поэмы Ипполита Богдановича «Душенька» (1775) известна русскому уху. Даже тем, кто ничего не слышал о подзабытом авторе Екатерининской эпохи, соединившем в своем произведении с подзаголовком «древняя повесть в стихах» античные мифы, знаменитую новеллу Апулея, жившего во II веке н.э., и мотивы русских народных сказок.

В отличие от трудов Богдановича беломраморные «Амур и Психея» (1800–1803) и «Поцелуй Амура и Психеи» (1794–1797) итальянца Антонио Кановы для Эрмитажа вещи харизматичные. Эти два узелка уже могли бы стать основой выставки о причинах устойчивой популярности истории об Амуре (другой ник — Эрот) и Психее (что означает «душа» — часто она изображалась в виде девушки с крыльями, летящей птицы или бабочки). История любви этих двух созданий, соединяющая земную девушку и вздорное божество, размышления о том, бессмертна ли человеческая душа, и любовь художников всех времен к чувственным эротическим образам — вот основы необыкновенного долголетия апулеевского сюжета.

Но куратор эрмитажной выставки «„Психея, душенька...“ Литературный сюжет — от античности к русскому классицизму» Юлия Семенова решила докрутить сюжет, добавив к сотне произведений из своего собрания на темы Апулея еще 16 (вся сюита состоит из 64) рисунков Федора Толстого на темы «Душеньки» Богдановича из собрания Третьяковской галереи. Они были приобретены Павлом Третьяковым у дочери известного медальера. Столичные коллеги проявили музейную солидарность, что, как заметил на вернисаже гендиректор Эрмитажа Михаил Пиотровский, особенно ценно во времена пандемии. Показ изысканной ручной графики (тушь, перо, большой формат) Толстого, знатока античности, достигает сразу нескольких целей. Это и знакомство публики с античным сюжетом, и интересный образец «классики-классики». Толстой рисует «Душеньку» в 1820–1833 годах, через полвека после публикации поэмы Богдановича. Он убирает «славянизмы», перед нами голая во все смыслах античность. Единственное исключение — рисунок «Душенька по приказу Венеры достает у Кащея золотые яблоки». Пришлось нарисовать Змея Горыныча. В финальном рисунке «Амур приводит к богам прощенную Венерой и вновь прекрасную Душеньку» Толстого больше занимает не воссоединившаяся пара, а три грации, помещенные в центр листа.

Остальная часть выставки — это путешествие длиной в два с половиной тысячелетия. От хиосского глиняного кубка VI века до н.э. с изображением мужчины, несущего на указательном пальце правой руки бабочку (о спасении своей души он задумался), до двух ваз, созданных в 1889 году на Императорском фарфоровом заводе (здесь Душенька срисована с иллюстраций Толстого). Между ними — огромная иконография. Из античности — терракотовые «Эрот и Психея», золотая серьга с подвеской в виде Эрота, прижимающего к груди бабочку, стеклянный сосуд для благовоний (пиксида) с изображением Эрота. За ними следуют лиможские эмали, две тарелки «Сцены из истории Психеи». За скульптуру, кроме Кановы, отвечают мраморы Этьена Мориса Фалько- не («Грозящий Амур» и «Психея»), Джон Гибсон («Психея, несомая купидонами»).

Почетное место занимают античные инталии и камеи. Резьба по сверхтвердым минералам всегда вызывает уважение. Будь то сердоликовая инталия «Эрот сжигает бабочку на огне» или яшмовый «Гермес, держащий в руке бабочку». Но минималистичная камея из белого стекла «Амур и Психея» с силуэтным изображением влюбленной пары трогает больше всего.

Государственный Эрмитаж
«Психея, душенька...» Литературный сюжет — от античности к русскому классицизму
До 28 марта

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
7
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+