Художницы и их портреты кисти мужей

Чем автопортрет женщины отличается от ее изображения, созданного мужем?

В честь Международного женского дня мы решили заглянуть в семейную историю девяти знаменитых художественных пар. И показать, в чем разница между портретами одной и той же женщины в зависимости от того, пишет ли она его сама или просит это сделать мужа либо возлюбленного. Задача оказалась трудной: в мировой истории художниц вообще не так уж много, а тех, кто вышел замуж за коллег, еще меньше. И к тому же мужья почему-то пишут портреты своих жен-художниц гораздо реже, чем жен-домохозяек. Быть может, потому, что последних легче уговорить позировать? Итак, в чем разница репрезентации женщины в зависимости от того, рассказывает ли она о себе сама или просит рассказать любимого?

Юдит Лейстер

(1609–1660)

Юдит Лейстер. «Автопортрет». Около 1633. Фото: National Gallery of Art, WashingtonЯн Минсе Моленар. «Дуэт. Автопортрет художника с женой, Юдит Лейстер». Середина 1630-х. Фото: Sotheby’
Юдит Лейстер. «Автопортрет». Около 1633.
Фото: National Gallery of Art, WashingtonЯн Минсе Моленар. «Дуэт. Автопортрет художника с женой, Юдит Лейстер». Середина 1630-х. Фото: Sotheby’

Нидерландская художница XVII столетия, которая работала так виртуозно, что веками арт-дилеры выдавали написанные ею полотна за работы ее современника Франса Халса, чтобы продавать подороже. Была замужем за живописцем Яном Минсе Моленаром, работавшим в сходной манере и на такие же сюжеты. На автопортрете Лейстер показывает себя профессионалом — за мольбертом, с палитрой — и наряженной в дорогие кружева (вряд ли она в таком виде писала в реальной жизни). А ее муж изобразил супругу на семейном автопортрете в русле голландской жанровой сценки: веселая парочка музицирует после отличного пира. В браке у них было пятеро детей, из которых выжило двое. Кстати, выйдя замуж, она практически прекратила заниматься искусством самостоятельно, вероятно став помощницей мужа.


Мари Жиру

(1734–1772)

Мари-Сюзон Жиру Рослин. «Автопортрет за копированием портрета де Латура». Около 1770. Фото: частная коллекцияАлександр Рослин. «Дама под вуалью». 1768. Фото: Nationalmuseum
Мари-Сюзон Жиру Рослин. «Автопортрет за копированием портрета де Латура». Около 1770.
Фото: частная коллекцияАлександр Рослин. «Дама под вуалью». 1768. Фото: Nationalmuseum

Шведский портретист Александр Рослин успешно работал при европейских дворах, в том числе в России. В одном из своих путешествий он познакомился с юной художницей, работавшей в технике пастели, Мари Жиру, ученицей знаменитого Мориса Кантена де Латура. В браке родилось пятеро детей. На картине супруга француженка предстает очаровательной дамой со всеми атрибутами женского кокетства. Это, кстати, один из самых примечательных портретов в стиле рококо. Сама же мадам Рослин, как и ее предшественница в этом списке, делает акцент на своей профессии. Причем она не просто изображает себя с инструментами художеств, но и подчеркнуто копирует портрет не мужа (или детей), а своего преподавателя. Кокетливый наряд, впрочем, наличествует и здесь — что поделать, иначе в XVIII веке себя не мыслили.


Элизабет Сиддал

(1829–1862)

Элизабет Сиддал. «Автопортрет». 1853–1854. Фото: Rossetti ArchiveДанте Габриэль Россетти. «Портрет Элизабет Сиддал». 1850. Фото: Fitzwilliam Museum
Элизабет Сиддал. «Автопортрет». 1853–1854.
Фото: Rossetti ArchiveДанте Габриэль Россетти. «Портрет Элизабет Сиддал». 1850. Фото: Fitzwilliam Museum

Сиддал — одна из рыжеволосых красавиц, подобранных прерафаэлитами в рабочих кварталах и приобщенных к культуре. Данте Габриэль Россетти женился на ней и писал с нее богинь и фантастических королев на многих своих полотнах. В новом кругу Элизабет Сиддал сама начала писать стихи и пробовать себя в живописи, но, к сожалению, скончалась в 32 года. Сохранился один-единственный ее автопортрет — миниатюра, демонстрирующая и робость манеры, и стеснительность самопрезентации. А вот из работ Россетти ее портрет выбрать сложно: их десятки. Вот, к примеру, тот, на котором Сиддал изображена именно как она сама, без атрибутов Беатриче, Офелии, Корделии, Франчески да Римини и прочих героинь.


Мария Крёйер

(1867–1940)

Мария Крёйер. «Автопортрет». Около 1900. Фото: Skagens MuseumПедер Северин Крёйер и Мария Крёйер. «Двойной портрет Марии и Педера Северина Крёйер». 1890. Фото: Skagens Museum
Мария Крёйер. «Автопортрет». Около 1900.
Фото: Skagens MuseumПедер Северин Крёйер и Мария Крёйер. «Двойной портрет Марии и Педера Северина Крёйер». 1890. Фото: Skagens Museum

Сложные взаимоотношения знаменитого датского живописца Педера Северина Крёйера и его жены Марии легли в основу фильма «Жена художника» (2012). Она была талантливой художницей и одной из первых красавиц страны — он, как оказалось, страдал тяжелым психическим расстройством, которое со временем дало о себе знать. В период, когда их отношения были еще стабильны, супруги написали двойной автопортрет: он изобразил ее голову, она — его. Тут Мария, безусловно, красавица. Ее же автопортрет, написанный десятью годами позже, когда трагедия была уже на пороге, — это внимательное всматривание усталой женщины в себя в попытке понять свой внутренний мир. И больше никаких атрибутов художника! В ХХ веке женщине уже не надо подчеркивать свою профпригодность специально.


Паула Модерзон-Беккер

(1876–1907)

Паула Модерзон-Беккер. «Автопортрет на шестой годовщине брака». 1906. Фото: Paula Modersohn-Becker FoundationОтто Модерзон. «Паула Модерзон-Беккер за живописью в саду». 1901. Фото: Paula Modersohn-Becker Museum
Паула Модерзон-Беккер. «Автопортрет на шестой годовщине брака». 1906.
Фото: Paula Modersohn-Becker FoundationОтто Модерзон. «Паула Модерзон-Беккер за живописью в саду». 1901. Фото: Paula Modersohn-Becker Museum

Еще один пример трагического брака двух живописцев. Художник Отто Модерзон придерживался мнения, что женщина все-таки должна знать свое место и заниматься больше домом, хоть и написал жену на пленэре в белоснежном платье. Хобби для элегантной дамы, скажем так. Паула думала о себе иначе. В 1906 году, когда был написан ее знаменитый автопортрет — первый портрет обнаженной беременной женщины в искусстве нового времени, ее браку исполнилось шесть лет. И уже несколько месяцев, как она бросила мужа и уехала в Париж, чтобы заниматься живописью, как ей хотелось. Беременность тут, считают искусствоведы, метафорическая — про творчество. Конец истории был грустный: муж забрал ее из Парижа, в 1907 году она забеременела по-настоящему и в 31-летнем возрасте умерла из-за неудачных родов.


Марианна Веревкина

(1860–1938)

Марианна Веревкина. «Автопортрет». 1910. Фото: Städtische Galerie im Lenbachhaus und Kunstbau MünchenАлексей Явленский. «Портрет Марианны Веревкиной». 1906. Фото: Wiesbaden Museum
Марианна Веревкина. «Автопортрет». 1910.
Фото: Städtische Galerie im Lenbachhaus und Kunstbau MünchenАлексей Явленский. «Портрет Марианны Веревкиной». 1906. Фото: Wiesbaden Museum

Алексей Явленский и Марианна Веревкина женаты не были, но вместе провели и проработали 30 лет. За реалистичным портретом Марианны Веревкиной следует отправиться к Репину, который был ее учителем в ранний период. Поскольку теперь мы говорим об экспрессионистах, гадать, что они вкладывали в свои портреты, гораздо сложнее. Две картины, в принципе, похожи — недаром авторы размышляли и экспериментировали в одном и том же поле. Однако автопортрет Веревкиной, кажется, исполнен какого-то большего достоинства и гордости — несмотря на зеленые щеки. А ее портрет кисти Явленского, пусть кожа тут и правильного цвета, кажется более «расхлябанным» и отнюдь не говорит о любви (тем более что параллельно у художника была вторая семья, с Еленой Незнакомовой, которую он писал гораздо более разнообразно и красиво).


Наталия Гончарова

(1881–1962)

Наталия Гончарова. «Автопортрет с желтыми лилиями». 1907–1908. Фото: Государственная Третьяковская галереяМихаил Ларионов. «Портрет Н.С.Гончаровой». 1915. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Наталия Гончарова. «Автопортрет с желтыми лилиями». 1907–1908.
Фото: Государственная Третьяковская галереяМихаил Ларионов. «Портрет Н.С.Гончаровой». 1915. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Наталия Гончарова и Михаил Ларионов — еще одна пара гениев, которые были даже более радикальны и решались на гораздо более смелые эксперименты. Причем в течение 60 лет. То, какой представала Гончарова на портретах, зависело не от отношений в этой паре, а от той стадии художественных экспериментов, на которой они в данный момент находились. В «Автопортрете с желтыми лилиями» она женственна и красива (и стоит на фоне живописных работ) — вполне в духе сезаннизма. А вот написанный несколькими годами позже ее портрет кисти Ларионова — можно даже сказать «склепанный», ведь это коллаж, в котором чего только нет, даже ее собственные волосы приклеены, — показывает нам «художницу будущего» (с кистями и палитрой), скроенную по совершенно новаторским меркам. Правда, были у Ларионова и очень женственные портреты Гончаровой, например в милой шляпке. А вот Александру Томилину, с которой у него много лет была параллельно вторая семья, он не писал.


Фрида Кало

(1907–1954)

Фрида Кало. «Автопортрет в образе Техуаны». 1943. Фото: Frida Kahlo Museum TrustДиего Ривера. «Портрет Фриды Кало». Около 1939. Фото: Frida Kahlo Museum Trust/LACMA
Фрида Кало. «Автопортрет в образе Техуаны». 1943.
Фото: Frida Kahlo Museum TrustДиего Ривера. «Портрет Фриды Кало». Около 1939. Фото: Frida Kahlo Museum Trust/LACMA

Интересно, написала ли хоть одна художница автопортретов больше, чем Фрида? Ну разве что Зинаида Серебрякова может с ней посоревноваться (однако ее муж не был художником, так что тут она нам не пригодится). Вдобавок супружеская пара Диего Ривера и Фрида Кало — самая известная пара художников-супругов вообще, спасибо массмедиа. И поэтому как-то странно, что найти портрет Фриды, написанный Риверой, очень сложно (для сравнения, свою первую жену, художницу Ангелину Белову, он писал не менее пяти раз). Картина, на которой Диего изобразил Фриду, оказывается неожиданно человечной и доброй. Несмотря на узнаваемые черты лица, сразу понятно, что сама Фрида так просто, без самокопания и сдирания кожи, написать себя не могла.


Дора Маар

(1907–1997)

Дора Маар. «Двойной портрет в шляпе». 1936–1937. Фото: Dora Maar/Artists Rights Society (ARS)/ADAGP/Cleveland Museum of ArtПабло Пикассо. «Дора Маар в кресле». 1939. Фото: estate of Pablo Picasso/Artists Rights Society (ARS)
Дора Маар. «Двойной портрет в шляпе». 1936–1937.
Фото: Dora Maar/Artists Rights Society (ARS)/ADAGP/Cleveland Museum of ArtПабло Пикассо. «Дора Маар в кресле». 1939. Фото: estate of Pablo Picasso/Artists Rights Society (ARS)

Она была спутницей Пабло Пикассо девять лет, за которые он умудрился ее сломать — Доре даже пришлось лечиться в психиатрической клинике. На портретах его кисти она и предстает такой — сломанной, расчлененной, плачущей, объектом скорее любопытствующей ненависти, чем внимательной любви. Сама Дора Маар картины тоже писала, но более интересны ее сюрреалистические фотографии (как раз сейчас современные исследователи пытаются вернуть ее имя в историю искусства). Среди этих фотографий много автопортретов. Есть и обычные, но гораздо сильнее поражают те, где она заставляет себя отражаться в разбитых зеркалах, теряет конечности или расплывается в магических тенях.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Марина Абрамович возвела в Бабьем Яре «Стену Плача» из кристаллов
Мемориал, посвященный холокосту, символически перекликается с иерусалимской Стеной Плача. Он был открыт на торжественной церемонии главами Украины, Германии и Израиля
08.10.2021
Марина Абрамович возвела в Бабьем Яре «Стену Плача» из кристаллов
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+