Центр Жоржа Помпиду устроил ретроспективу Доры Маар

№74, июнь 2019
№74
Материал из газеты

На выставке представлено более 400 фотографий, картин и документов художницы, шагавшей в ногу с ХХ веком

Дора Маар. «Без названия». 1933. Серебряно - желатиновый отпечаток. Фото: Centre Pompidou, MNAM-CCI / Philippe Migeat / Dist. RMN-G
Дора Маар. «Без названия». 1933. Серебряно - желатиновый отпечаток.
Фото: Centre Pompidou, MNAM-CCI / Philippe Migeat / Dist. RMN-G

Среди многочисленных дарований Пабло Пикассо было одно необычное: он делал своих никому не известных женщин известными, а малоизвестных — знаменитыми. К первым относится Ольга Хохлова, ко вторым — Дора Маар (1907–1997). Ее суперретроспектива в Центре Помпиду — это более 400 фотографий, картин, документов художницы, шагавшей в ногу с ХХ веком. Из фактов общеизвестных: Маар провела детство в Аргентине, говорила по-испански, что было симпатично Пикассо во время их бурного романа, случившегося между 1936 и 1943 годами; профессиональный фотограф, она снимала Пикассо во время работы над «Герникой», что уже обеспечивает ей место в истории искусства; Маар была моделью для знаковой картины художника «Рыдающая женщина». Но когда после смерти Доры был открыт и впоследствии опубликован ее архив, стало ясно, почему ее снимки брали в выставочные проекты Анри Картье-Брессон и другие звезды стрит-фотографии. Начинала Маар, как многие «селфмейдвумен» и как многие фотографы между двумя мировыми войнами, с fashion-фотографии, создала вместе с Пьером Кефером студию «Кефер — Дора Маар». Позже вместе с Жоржем Батаем и Жаком Превером участвовала в левом движении, причем не только как автор фотографий о жизни бедных кварталов и забастовках, но и как сочинитель политических манифестов. В 1937 году ее заметил лидер сюрреалистов Андре Бретон и опубликовал несколько снимков. После разрыва с великим испанцем Маар переключилась на живопись, жила тихо и уединенно, ничего не выставляя. Среди лучшего на выставке — фотопортреты Нуш Элюар, сюрреалистический снимок «Рю де Астор, 29», «Обнаженная Ассия», «Женщина в окне» и «Всадник».

Дора Маар. «Без названия (Рука - ракушка)».  1934. Серебряно - желатиновый отпечаток. Фото: Centre Pompidou, MNAM-CCI / Philippe Migeat / Dist. RMN-GP
Дора Маар. «Без названия (Рука - ракушка)».  1934. Серебряно - желатиновый отпечаток.
Фото: Centre Pompidou, MNAM-CCI / Philippe Migeat / Dist. RMN-GP

Центр Жоржа Помпиду
Дора Маар
5 июня – 29 июля
www.centrepompidou.fr

Самое читаемое:
1
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
Музейная реальность, данная нам в сравнительных ощущениях: подъем на фоне спада, сдержанный оптимизм и неизвестность впереди. Плюс таблицы лидеров: куда больше всего ходили и на что больше всего смотрели в прошедшем году
03.06.2022
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
6
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
В Эрмитаже и Пушкинском открылись финальные выставки грандиозного тура, посвященного импрессионистам и постимпрессионистам из дореволюционных коллекций Щукина и Морозова
27.06.2022
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
7
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+