Охта станет центром истории и туризма

На Охтинском мысе в Санкт-Петербурге планируют создать музей-заповедник

Концепция археологического музея на Охтинском мысе. Фото: архитектурное бюро «Студия-17»
Концепция археологического музея на Охтинском мысе.
Фото: архитектурное бюро «Студия-17»

Многолетняя история борьбы петербургских градозащитников и экспертов ЮНЕСКО против строительства на Охтинском мысе высотной башни «Газпрома», похоже, близка к завершению. И хотя вопрос принадлежности этого участка петербургской земли все еще не решен, специалисты уже готовят проекты музеефикации территории Охтинского мыса.

На сайте главы российского государства официально опубликован перечень поручений, утвержденных по итогам заседания Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека 10 декабря 2020 года. Под номером семь в нем фигурирует поручение Минкультуры РФ «рассмотреть совместно с Правительством Санкт-Петербурга и публичным акционерным обществом „Газпром“ вопрос о создании историко-археологического музея-заповедника на Охтинском мысе и представить соответствующие предложения». Определен срок выполнения поручения — 1 мая этого года.

Напомним, что история бурной дискуссии за и против строительства на Охтинском мысе насчитывает уже 15 лет — с момента, когда этот участок приобрело ОАО «Газпром нефть» для постройки общественно-делового «Охта-центра» со штаб-квартирой «Газпрома». Обсуждение, быстро превратившееся в международный скандал, началось в ноябре 2006 года, когда на конкурсе в Академии художеств были представлены проекты будущего «Охта-центра», предполагавшие высотную застройку. Трое из четырех архитекторов: Норман Фостер, Кисё Курокава и Рафаэль Виноли, заявив, что строительство небоскребов в этом месте разрушит сложившуюся историческую перспективу, демонстративно вышли из жюри. По итогам голосования победителем стало британское архитектурное бюро RMJM London.

Но уже в декабре 2006 года ЮНЕСКО заявило, что Россия не согласовала проект с Комитетом по всемирному наследию (исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников с 1990 года входят в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО). И по 2009 год включительно ЮНЕСКО на международном уровне противостояло идее строительства небоскреба на Охтинском мысе, а в самом Петербурге почти беспрерывно проходили митинги, марши и другие массовые акции противников «Охта-центра». После того как в 2010 году городские власти приняли решение приостановить проект, «Газпром» перенес небоскреб на Лахту, но и от застройки Охты не отказался.

Ров Ландскроны. 1300. Раскопки 2006–2009. Фото: Спасем Охтинский мыс/bashne.net
Ров Ландскроны. 1300. Раскопки 2006–2009.
Фото: Спасем Охтинский мыс/bashne.net

Тогда на первый план общественной дискуссии вышла тема археологии. С 2006 по 2011 год на Охтинском мысе, в соответствии с российскими законами, велись масштабные археологические раскопки, заказанные и оплаченные «Газпромом». Почти шесть лет Петербургская археологическая экспедиция Института истории материальной культуры (ИИМК) РАН под руководством Петра Сорокина вела исследования. Было изучено более 40 тыс. кв. м территории, обнаружен ряд уникальных археологических памятников неолита, эпохи раннего металла, Средневековья, Нового времени. Многие исследователи сравнивали находки на Охте с открытием Трои.

Несмотря на выдающиеся результаты раскопок, «Газпром» планировал застроить всю территорию мыса. Началась череда судебных процессов, большинство из которых высказалось за сохранение Охтинского мыса как памятника истории и культуры. Теперь эту позицию подтвердило и решение президента РФ.

План крепости Ниеншанц. 1681–1696. Фото: The Swedish National Archive
План крепости Ниеншанц. 1681–1696.
Фото: The Swedish National Archive

«Музей-заповедник — настоящее спасение для многострадального Охтинского мыса, — считает Михаил Мильчик, заместитель председателя Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга, председатель Ассоциации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы. — Мы сможем показать не только предметы, хранящиеся в музее, но и остатки построек и получим уникальное место, которым не может похвастать ни один мегаполис».

Как рассказал Александр Кононов, заместитель председателя Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), с тех пор как президент высказался в пользу заповедника, ведущие архитекторы Северной столицы стали работать над концепцией.

«На сегодняшний день такая концепция подготовлена и направлена в Минкультуры, — сообщил Кононов. — Ведомству совместно с администрацией Петербурга и „Газпромом“ поручено заниматься подготовкой проекта, а мы продолжим дискуссию в профессиональном сообществе».

Концепция археологического музея на Охтинском мысе. Фото: архитектурное бюро «Студия-17»
Концепция археологического музея на Охтинском мысе.
Фото: архитектурное бюро «Студия-17»

Концепция археологического парка «Допетровский Петербург» была разработана архитектурным бюро «Студия-17» под руководством Святослава Гайковича и Михаила Ольдерогге. В нем планируется показывать не только фрагменты стоявших здесь крепостей, но и всю историю региона, которая, благодаря раскопкам, открылась до V тысячелетия до н.э. Но прежде всего, по мнению Святослава Гайковича, сейчас важно определить статус Охтинского мыса.

«Государство должно изыскать средства на выкуп этого места у „Газпрома“, и только тогда можно говорить о будущем, — считает Гайкович. — Мы при подготовке концепции ознакомились со всеми предыдущими проектами, учли результаты археологических раскопок и исторических изысканий. Будущий объект может стать дополнительным центром массового туризма, и все это место достойно международного конкурса, который, надеюсь, будет впоследствии организован».

Петербургское отделение ВООПиК уже обсудило вопросы создания музея-заповедника на Охтинском мысе в ходе совместного заседания с Петербургским отделением Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС). В ближайшее время эксперты обеих организаций передадут свои предложения по концепции и составу рабочей группы в Министерство культуры.

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+