Эрмитаж и Cartier представляют выставку отреставрированных шедевров

№88, февраль 2021
№88
Материал из газеты

Пять лет «дружбы домами» Эрмитажа и Cartier: российский музей и французская ювелирная фирма создали уникальную реставрационную программу, итоги которой показывают на выставке в обрамлении украшений из Cartier Collectio

Корсажная брошь. 1913. Платина, бриллианты, резной горный хрусталь. Фото: Marian Gérard, Collection Cartier © Cartier
Корсажная брошь. 1913. Платина, бриллианты, резной горный хрусталь.
Фото: Marian Gérard, Collection Cartier © Cartier

На выставке представлены первые итоги совместной реставрационнной программы Эрмитажа и Дома Cartier. Ювелирные шедевры из собрания Государственного Эрмитажа демонстрируются в Гербовом зале Зимнего дворца в окружении конгениальных изделий Cartier, созданных с середины XIX до середины ХХ века. Ювелирный дом стоял у истоков ар-деко, стал его символом и синонимом.

Сегодня интерес к этому стилю, гармонично соединявшему архитектуру и прикладное искусство, живопись и промышленный дизайн, переживает второе рождение. Первая выставка «Искусство Картье» состоялась в Эрмитаже почти три декады назад, за прошедшие годы сменилось несколько поколений зрителей.

Начиная с 2016 года Эрмитаж и Cartier ежегодно представляли публике один музейный предмет, отреставрированный эрмитажными реставраторами при поддержке ювелирного дома.

Арабская лампа из горного хрусталя из коллекции Эрмитажа. Фото: Андрей Теребенин © Государственный Эрмитаж, 2020
Арабская лампа из горного хрусталя из коллекции Эрмитажа.
Фото: Андрей Теребенин © Государственный Эрмитаж, 2020

Пилотом стала хрустальная лампа, вырезанная в X−XI веках из горного хрусталя мастерами с Ближнего Востока. В Средние века она попала в Европу; позднее итальянские ювелиры сделали для лампы подставку и золотую оправу, украшенную полихромными эмалями.

Cartier широко использует горный хрусталь с 1910 года. Рифмой к восточному искусству стала подвеска с профилями фавнов и двумя сапфировыми кабошонами в окружении бриллиантов.

Индийская ароматница из коллекции Эрмитажа. Фото: Андрей Теребенин © Государственный Эрмитаж, 2020
Индийская ароматница из коллекции Эрмитажа.
Фото: Андрей Теребенин © Государственный Эрмитаж, 2020

В 2017 году при поддержке Cartier была отреставрирована золотая ароматница, украшенная большими изумрудами, рубинами и жемчугом. Сосуд из сокровищницы Великих Моголов попал в Петербург в числе даров правителя Ирана Надир-шаха двору императрицы Анны Иоанновны. Екатерина II по достоинству оценила ароматницу — она находится в собрании Эрмитажа со времени создания музея и сейчас является одним из символов всей его восточной коллекции.

Жак Картье посетил Индию и страны Персидского залива в 1911–1912 годах и стал одним из любимых ювелиров махараджей. С ароматницей вступает в диалог знаменитый гарнитур Tutti Frutti — браслет и две броши с резными бриллиантами, изумрудами и рубинами, колье с кулоном и две броши с клипсами в индийском стиле.

Ларец Ядвиги Ягеллонки из коллекции Эрмитажа. Фото: Сергей Соловьев © Государственный Эрмитаж, 2020
Ларец Ядвиги Ягеллонки из коллекции Эрмитажа.
Фото: Сергей Соловьев © Государственный Эрмитаж, 2020

В 2018 году был отреставрирован ларец Ядвиги Ягеллонки (1533). Он был частью приданого дочери польского короля Сигизмунда I из династии Ягеллонов. В России оказался после состоявшейся в 1711 году свадьбы сына Петра I царевича Алексея и Софии Шарлотты Брауншвейг-Вольфенбюттельской как приданое принцессы, являвшейся потомком Ядвиги. Ларец богато украшен сложным декором из драгоценных камней и эмалей и относится к лучшим работам южногерманских ювелиров XVI века.

С ним рифмуются изящные замысловатые вещи Cartier — кулон с фигурой девушки из золота (ужель та самая Ядвига?), кольцо и браслет с большими изум­рудами, а также стильный золотой нессесер, украшенный сапфирами.

Фельдмаршальский жезл из коллекции Эрмитажа. Фото: Сергей Соловьев © Государственный Эрмитаж, 2020
Фельдмаршальский жезл из коллекции Эрмитажа.
Фото: Сергей Соловьев © Государственный Эрмитаж, 2020

В 2019 году завершилась реставрация фельдмаршальского жезла Александра II, созданного по его заказу в 1878 году петербургским ювелиром Юлиусом Кейбелем. В ХХ веке этот предмет попутешествовал по свету, пока не оказался на аукционе Christie’s. В 2018 году президент России Владимир Путин передал жезл Эрмитажу.

Компанию российской реликвии составляют две броши с выложенной бриллиантами Триумфальной аркой в Париже, созданные Cartier в 1919 году. С ними на равных говорят шкатулка для драгоценностей, портсигар и пудреница. Все три украшены российским гербом. Возможно, они изготовлены для русских клиентов.

Кабинет с часами из коллекции Эрмитажа. Фото: Александр Кокшаров © Государственный Эрмитаж, 2021
Кабинет с часами из коллекции Эрмитажа.
Фото: Александр Кокшаров © Государственный Эрмитаж, 2021

В 2020 году завершилась реставрация кабинета с часами немецкой работы начала XVIII века, украшенного слоновой костью и черепаховым панцирем. Он происходит из собрания Строгановых. Вокруг расположились часы в виде кубка в стиле Людовика XIV с кольцевым циферблатом, отделанные цветными эмалями и украшенные бриллиантами, и часы с термометром, украшенные эмалью гильоше, а также парюра с гребнем с крупными аметистами середины XIX века.

Государственный Эрмитаж
Cartier: Продолжая историю. Шедевры декоративно-прикладного искусства Эрмитажа и ювелирное наследие дома Cartier
21 февраля – 18 апреля

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+