18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эрмитаж и Cartier представляют выставку отреставрированных шедевров

№88
Материал из газеты

Пять лет «дружбы домами» Эрмитажа и Cartier: российский музей и французская ювелирная фирма создали уникальную реставрационную программу, итоги которой показывают на выставке в обрамлении украшений из Cartier Collectio

На выставке представлены первые итоги совместной реставрационнной программы Эрмитажа и Дома Cartier. Ювелирные шедевры из собрания Государственного Эрмитажа демонстрируются в Гербовом зале Зимнего дворца в окружении конгениальных изделий Cartier, созданных с середины XIX до середины ХХ века. Ювелирный дом стоял у истоков ар-деко, стал его символом и синонимом.

Сегодня интерес к этому стилю, гармонично соединявшему архитектуру и прикладное искусство, живопись и промышленный дизайн, переживает второе рождение. Первая выставка «Искусство Картье» состоялась в Эрмитаже почти три декады назад, за прошедшие годы сменилось несколько поколений зрителей.

Начиная с 2016 года Эрмитаж и Cartier ежегодно представляли публике один музейный предмет, отреставрированный эрмитажными реставраторами при поддержке ювелирного дома.

Пилотом стала хрустальная лампа, вырезанная в X−XI веках из горного хрусталя мастерами с Ближнего Востока. В Средние века она попала в Европу; позднее итальянские ювелиры сделали для лампы подставку и золотую оправу, украшенную полихромными эмалями.

Cartier широко использует горный хрусталь с 1910 года. Рифмой к восточному искусству стала подвеска с профилями фавнов и двумя сапфировыми кабошонами в окружении бриллиантов.

В 2017 году при поддержке Cartier была отреставрирована золотая ароматница, украшенная большими изумрудами, рубинами и жемчугом. Сосуд из сокровищницы Великих Моголов попал в Петербург в числе даров правителя Ирана Надир-шаха двору императрицы Анны Иоанновны. Екатерина II по достоинству оценила ароматницу — она находится в собрании Эрмитажа со времени создания музея и сейчас является одним из символов всей его восточной коллекции.

Жак Картье посетил Индию и страны Персидского залива в 1911–1912 годах и стал одним из любимых ювелиров махараджей. С ароматницей вступает в диалог знаменитый гарнитур Tutti Frutti — браслет и две броши с резными бриллиантами, изумрудами и рубинами, колье с кулоном и две броши с клипсами в индийском стиле.

В 2018 году был отреставрирован ларец Ядвиги Ягеллонки (1533). Он был частью приданого дочери польского короля Сигизмунда I из династии Ягеллонов. В России оказался после состоявшейся в 1711 году свадьбы сына Петра I царевича Алексея и Софии Шарлотты Брауншвейг-Вольфенбюттельской как приданое принцессы, являвшейся потомком Ядвиги. Ларец богато украшен сложным декором из драгоценных камней и эмалей и относится к лучшим работам южногерманских ювелиров XVI века.

С ним рифмуются изящные замысловатые вещи Cartier — кулон с фигурой девушки из золота (ужель та самая Ядвига?), кольцо и браслет с большими изум­рудами, а также стильный золотой нессесер, украшенный сапфирами.

В 2019 году завершилась реставрация фельдмаршальского жезла Александра II, созданного по его заказу в 1878 году петербургским ювелиром Юлиусом Кейбелем. В ХХ веке этот предмет попутешествовал по свету, пока не оказался на аукционе Christie’s. В 2018 году президент России Владимир Путин передал жезл Эрмитажу.

Компанию российской реликвии составляют две броши с выложенной бриллиантами Триумфальной аркой в Париже, созданные Cartier в 1919 году. С ними на равных говорят шкатулка для драгоценностей, портсигар и пудреница. Все три украшены российским гербом. Возможно, они изготовлены для русских клиентов.

В 2020 году завершилась реставрация кабинета с часами немецкой работы начала XVIII века, украшенного слоновой костью и черепаховым панцирем. Он происходит из собрания Строгановых. Вокруг расположились часы в виде кубка в стиле Людовика XIV с кольцевым циферблатом, отделанные цветными эмалями и украшенные бриллиантами, и часы с термометром, украшенные эмалью гильоше, а также парюра с гребнем с крупными аметистами середины XIX века.

Государственный Эрмитаж
Cartier: Продолжая историю. Шедевры декоративно-прикладного искусства Эрмитажа и ювелирное наследие дома Cartier
21 февраля – 18 апреля

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+